Что-то отдаленно напоминающее люстрацию власти

Закон Украины О люстрации власти

Закон о люстрации власти отправлен на подпись Президенту Украины

Принятый 16 сентября, только с третьего раза, Верховной Радой Украины, Закон об очищении власти, был сегодня подписан спикером украинского парламента и направлен на подпись Президенту Украины.

Без сомнения, сложно отыскать кого-то, кто не согласен с постулатом, что теперешнее состояние систем государственной исполнительной и местных властей требует безотлагательных мер по очищению от застарелых «язв» взяточничества, коррупции и «кумовства», однако, в данном случае, особенно в последние месяцы работы украинского парламента, Закон, принятый Верховной Радой вызывает гораздо больше вопросов.
Идея, как и всегда здравая, заключается в том, чтобы отстранить от государственного управления лиц, ранее себя скомпрометировавших. При этом, под действие закона подпадают все задействованные в системе государственного управления, как и должностные лица органов местного самоуправления.

Сама люстрация может быть подразделена на несколько уровней:


– безусловный запрет на деятельность;
– запрет на занятие должности по решению суда,
 – проверка касательно имущественной люстрации;
 – имущественная (коснется всех без исключения).


И вот тут обнаруживаются весьма интересные критерии будущего очищения власти.  
 

Под действие закона о люстрации, с запретом занимать должности в органах государственной власти на период от пяти до десяти лет попадают:
 

1 Чиновники, занимавшие государственные должности с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 гг.. и не уволившиеся по собственному желанию.
2. Избранные и занимавшие руководящие посты при Коммунистической партии СССР.
3. Штатные работники или тайные агенты КГБ, ГРУ, Минобороны СССР.
4. Получившие образование (за исключением специальностей технического профиля) в высших учебных заведениях КГБ СССР.
5. Сотрудничавшие со спецслужбами иных государств, как тайные информаторы.
6. Своей деятельностью (бездействием) приняли участие в мероприятиях подрывающих основы национальной безопасности и целостности Украины.
7. Публично призывавшие к нарушению суверенитета и целостности страны.
8. Своими действиями или высказываниями разжигали межнациональную вражду.


И ни слова об участниках теневых схем вывода государственной собственности в частные руки, коррупционерах, взяточниках, клановой системе некоторых органов власти (включающую, в отдельных случаях, более трех поколений родственников), да просто, чиновниках, по своему уровню подготовки или личным качествам, не имеющим морального права занимать теперешние должности.


 

Оставив на совести авторов их нездоровую «озабоченность» наследием СССР, обратим внимание на то, что присмотревшись к остальным пунктам, возможно, сделать один, весьма однозначный вывод – процесс люстрации (в данной его виде), направлен на уничтожение всей возможной оппозиции действующей власти, что, в будущем, развяжет руки такому использованию «административного ресурса», о котором во времена правления Януковича могли только мечтать. Но, особого внимания заслуживает пункт № 8. По моему мнению, все теперешние, занимающие государственные должности или популярные, на волне последних украинских «преобразований», политики так или иначе попадают именно под данный критерий люстрации, и их попытка объяснить свои действия борьбой с врагами Украины, не является выдерживающим критику оправданием.  
Игнорируя то, что принятие закона, в очередной раз, не обошлось без нарушений процедур, а сам закон принят, что называется «на коленке», премьер-министр Украины инициировал создание комиссии по проверке членов кабинета министров и всех заместителей, руководителей исполнительной власти а местах по вопросу их соответствия данному закону. Также, планируется создание единого государственного реестра лиц подлежащих люстрации (черные списки?), создание соответствующих комиссий при министерствах, создание общественного совета при министерстве юстиции, контролирующий люстрационный процесс.
По приблизительным подсчетам представителей высших органов исполнительной власти данный процесс коснется практически миллиона чиновников. Однако, даже в случае подписания Президентом Украины и вступлением Закона в силу, все, видимые невооруженным глазом, слабые места и размытые формулировки, не позволят, по крайней мере, в ближайшей перспективе, заявить о внедрении эффективных процедур проверки должностного лица при его назначении на должность в органах власти или принятия решения о его соответствии занимаемой должности.

А следовательно, процессов создания условий формирования качественно новой, эффективной системы государственной власти, соответствующей высоким европейским стандартам придётся подождать!

 

Представленная информация будет интересна Вашим друзьям и знакомым

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи    

§ На главную    

§ Перечень и стоимость услуг   

§ Получить консультацию юриста  

§ Контактная информация