Национальный банк желает сократить расходы на чеканке мелочи.
Давно, очень давно не посвящала своих статей новостям от Национального банка Украины. И не сказать, что и новостей совсем не было (например, расплывчатый анонс купюры в 1 тысячу гривен, которую то вводят в оборот, то нет). Но большинство анонсируемых, в последнее полугодие, событий от НБУ практически не выходили за рамки обыденной деятельности «регулятора».
Видимо желая не привлекать к себе лишнего внимания, действующее руководство нацбанка всячески стремится избегать попадания в новостные хроники, а уж тем более в заголовки. Однако, 16 ноября 2017 года оно (руководство) все же решилось «нарушить тишину», анонсировав публичное обсуждение своих предложений по оптимизации оборота мелких монет. Почему такая расплывчатая формулировка и чем так важны предлагаемые изменения?
Ну, для начала вспомним, что действующим главой нацбанка, юридически, является В. Гонтарева. Подав в апреле заявление об отставке (что предшествовало данному событию можете узнать в статье: «О силе Закона замолвите слово»), она ушла в отпуск, в котором, последнее время за счет использования отгулов, пребывает до сих пор (Трудовое законодательство? Нет, не слышали!). И данная ситуация будет сохраняться до того момента, пока Верховная Рада не поддержит президентское прошение (так и неподанное) об увольнении действующего руководителя НБУ. Чего, вероятно, еще некоторое время не случится, так как существующее положение вещей устраивает практически всех:
– президентская администрация сохраняет контроль над всей банковской сферой;
– народные депутаты получили неиссякаемую тему для привлечения внимания, путем многократных заявлений в прессе о том, что: «Все виновные за «банкопад», девальвацию гривны и обнищание граждан будут привлечены к ответственности»;
– реальные руководители Национального банка Украины имеют возможность, хотя бы частично, продолжать работу без груза народной ненависти за действия, в которых, по национальной традиции, виноваты «попередники»;
– а формальный руководитель может позволить дистанцироваться от излишнего внимания, как украинской прессы, так и компетентных органов, естественно не забывая о такой юридической категории, как срок исковой давности.
Если вышесказанное верно, тогда становится понятной «пауза» в инициации (участии) НБУ новых процессов «реформирования», которые, когда дело касалось участия Национального банка, чаще всего приобретали форму очередного финансового скандала. И тут анонсирование публичного обсуждения о необходимости оборота в Украине мелких монет.
То есть руководство банка, сознательно, привлекает внимание общественности к такой проблеме, важность которой, с учетом нынешней ситуации в украинской экономике, представляет такую же ценность, как и номинал монет, предлагаемых к изъятию из оборота.
Перед тем как делать собственные выводы, давайте перечислим, что же предлагает НБУ:
1. Прекращение чеканки (с начала 2018 г.) монет номиналом 1-на, 2-ве, 5-ть и 25 (так как она станет неразменной) копеек. Выпуск 10-ти и 50-ти копеечных монет, а также гривневой монеты будет продолжен. По заявлению представителей нацбанка данный шаг позволит ежегодно экономить свыше 90-то миллионов гривен на выпуске и транспортировке мелких монет.
2. Изъятие из оборота монет указанного номинала будет проводиться естественным путем, когда монеты, по различным причинам, перестанут быть средством наличного расчета, представляя ценность лишь для нумизматов.
3. При осуществлении наличных расчетов итоговая стоимость чека должна, автоматически, округляться до суммы кратной десяти копейкам. Последнее число 1-4 – округляется на уменьшение (54 = 50 коп.), а числа 5-9 в сторону увеличения (38 = 40 коп.).
4. Безналичные расчеты не подлежат округлению и производятся полными, «до копейки», суммами.
5. Граждане Украины могут направить свои предложения в адрес Национального банка до 18.12.2017 г.
Выскажу некоторые мысли относительно предлагаемых шагов:
1. Отказ Национального банка от выпуска монет заявленных номиналов экономически обоснован. Не будем долго рассуждать, какова степень участия, в том числе и нацбанка, в нынешнем положении, но существующая ситуация однозначно свидетельствует – монеты менее 10-ти копеек становятся все более неликвидными, то есть участники торговых отношений, как продавцы, так и покупатели, все чаще уклоняются от их использования (не предлагают и не забирают сдачу). Колебания стоимости менее 50-ти копеек, объективно, сейчас даже не берутся в расчет. А использование маркетингового приема в «99 копеек», на мой взгляд, никогда не оказывало (и уже не окажет) существенного влияния на выбор украинских покупателей.
Следовательно, имея возможность сократить расходы на выпуск ненужной для внутренней торговли «мелочи», единственно верным будет принять именно это решение.
2. Отказываясь от выпуска данных монет, Национальный банк Украины, независимо от своих мотивов и пожеланий, подтверждает факт обесценивания гривны, а также дает основания полагать, что данная тенденция и дальше продолжится. Учитывая рост, в том числе и запланированный, цен на товары и услуги, употребление в обыденном обиходе суммы с копейками, уже сейчас, является невероятной редкостью.
3. Отказ от использования железных денег в пользу бумажных (а еще лучше к безналичным расчетам), говорит о том, что имеющиеся темпы инфляции, острая потребность государства в деньгах на реализацию «социальных программ», рост задолженности по заработной плате и так далее, все-таки вынудят нацбанк выпустить пресловутую купюру в тысячу гривен, а также, возможно, «включить» печатный станок. Последствия для украинской экономики – предсказуемы, но уже совершенно ни у кого не вызовут какого-то возмущения.
Но проблема в том, что лично я, насмотревшись в последние годы на множество реформаторских инициатив, которые заканчивались в лучшем случае пшиком, а в худшем – исчезновением огромных сумм денег (иногда вместе с реформаторами), предпочитаю «дуть на холодную воду». В более понятной формулировке это означает, что, на мой взгляд, инициируя, в качестве социально-важной проблемы, обсуждение вопроса использования копеек при расчетах, Национальный банк Украины (иные заинтересованные структуры), вполне может отвлекать внимание от какой-либо иной, более значимой проблемы или непопулярного, среди украинских граждан, способа ее решения.
Остается только внимательно следить за появляющейся информацией, все также надеясь ошибиться в самых неприятных ожиданиях.
Из собственных наблюдений: «Чуда, возможно, уже не произойдет, но вот фокусов и «фокусников» в стране предостаточно!»
С уважением Дарья Игоревна Ясыр
Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:
§ Получить консультацию юриста
Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми