Список всех статей на сайте

Календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Курс валют сегодня
23.09.2017
1 USD 26.2372 Грн 0.0000
1 EUR 31.2354 Грн 0.0000
1 RUB 0.4506 Грн 0.0000

postheadericon Кто же является выгодополучателем

Предоставление информации о бенефициарных собственниках

Процесс раскрытия информации о бенефициарных собственниках: масштабная проблема с сомнительным итогом

На следующей неделе (25.05.2015 г.) заканчивается, формально, срок подачи формы № 4, согласно Закона Украины (№1701-VII, 14.10.2014 г.) предусматривающего, что юридическими лицами должна быть предоставлена государственным регистраторам информация, о конечных бенефициарных собственниках (выгодоприобретателях и учредителях).

Формально, потому как ставшая традиционной, для нашего государства, методика реализации скоропалительно принятых решений, проведенных по максимально сокращенной процедуре обсуждения и направленной в безостановочно (последний год) работающий конвейер законотворчества Верховной Рады Украины, вполне ожидаемо, вызвала тотальную неразбериху, воплотившуюся в громадных очередях к госрегистраторам, физически не успевающим выполнить, возложенные на них Законом, обязанности.


В связи с этим (19.05.2015 г.) был зарегистрирован законопроект, с предложением отсрочки подачи данной формы до сентября текущего года (№2896) и данная инициатива, скорей всего, получит поддержку и со стороны Министерства юстиции (с оговоркой, что в дальнейшем данные физических лиц-предпринимателей вносятся в соответствии с принципом молчаливого согласия, а юридические лица понесут дополнительную ответственность, если не выполнят требование Закона даже после пролонгации периода подачи документов).

Коротко, почему возникла данная проблема? Все началось непосредственно с принятия Закона, поспешным утверждением которого, Верховная Рада проигнорировала как явную несогласованность употребляемой терминологии (изначальная редакция содержала определение «конечный выгодополучатель» противоречившее положениям с определением  «конечный бенефициарный собственник (контролер)» содержащемся в Законе №1702-VII, которое было преодолено изменениями в тексте Закона, принятыми лишь в феврале 2015 года), так и полную неготовность государственных регистраторов к реализации данной процедуры (порядок раскрытия информации изначально отсутствовал, в дальнейшем возникла проблема отсутствия утвержденной формы регистрационной карточки, которая, после утверждения, вновь была отправлена на «доработку» в связи с изменениями в Законе, которые указывались ранее). Как итог, новая форма регистрационных карточек, требуемых к подаче, стала доступна только 5.05.2015 года.

Теперь давайте разберемся в цели, механизмах, а самое главное — в итоговых результатах самой процедуры.

 

В соответствии с Законом — юридическими лицами (независимо статуса учредителей) должна подаваться госрегистраторам, информация о физическом лице выгодополучателе (бенефициарном собственнике) влияющем на деятельность и управление организацией, как прямо, так и опосредованно.

Данная обязанность основана на требовании межправительственной организации разрабатывающей мировые стандарты по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (Financial Action Task Force on Money Laundering или FATF). С учетом происходящих в стране событий, действующее правительство поспешило реализовать выдвигаемые ФАТФ требования, тем самым, невольно, превратив страну в первопроходца процесса открытия информации о бенефициарных собственниках (в странах ЕС данная директива только прошла предварительное одобрение Европарламента, в США баталии вокруг данного закона продолжаются с середины 2013 года, с призрачными шансами реестра бенефициаров, если такой будет создан, на публичность доступа).

 

В отличие от вышеназванных государств, в Украине весь процесс занял около месяца: 30 сентября 2014 правительство регистрирует законопроект, 7 октября текст, в срочном порядке, заменяется, но, несмотря на все коллизии принимается Верховной Радой, а 24 октября подписывается Президентом Украины, через месяц вступая в силу и предполагая добавление в Единый государственный реестр информации, о конечных выгодополучателях всех юридических лиц. Результат – огромные очереди к «задыхающимся», от наплыва разозленных граждан, государственным регистраторам и смутное представление о смысле раскрытия данной информации и о последствиях, грозящих за невыполнение данного требования.

Относительно последствий следует сказать, что непредставление требуемой информации повлечет штрафные санкции в диапазоне 300-500 не облагаемых минимумов (5100-8500 гривен, соответственно) к руководителю или уполномоченному действовать от имени юридического лица (Кодекс административных правонарушений, статья 166-11, часть 5).  Протокол административного нарушения составляется уполномоченными лицами субъекта, осуществляющего государственный финансовый мониторинг (Кодекс административных правонарушений, статья 255), а само дело, с вынесением постановления, будет рассматриваться городскими и районными судами (Кодекс административных правонарушений, статья 221).

В соответствии с Законом №1702-VII (направлен на противодействие отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма) субъектом финмониторинга выступают:


— Нацбанк Украины;
— центральные органы исполнительной власти, реализующие политику противодействия отмыванию преступных доходов (финансированию терроризма);
— Минюст Украины;
— центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику по предоставлению почтовых услуг и экономическому развитию;
— комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам;
— уполномоченные органы комиссии по регулированию сферы рынка финансовых услуг (статья 5, часть 3)

При этом, сама процедура выявления фактов непредставления информации о конечном выгодополучателе, до сих пор, четко не определена. Предположительно будет использована информация  предоставляемая субъектами первичного финмониторинга (банки, страховые компании, кредитные союзы, нотариусы и так далее) которых, в свою очередь, обязали осуществлять идентификацию и верификацию клиентов (как раз и подразумевающую установление данных о конечном бенефициарном собственнике (контролере)). В случае, если данную информацию получить не представляется возможным, юридическому лицу обязаны отказать в установлении деловых отношений, включая расторжение действующих отношений и финансовых операциях (статья 10).

 

Получается, не предоставив требуемую информацию юридическое лицо, кроме наложения штрафа, столкнется с проблемами финансового характера (платежи и предоставление услуг) и даже угрозой расторжения уже действующих договоров. Имея такой «кнут», государство небезосновательно надеется на добросовестное исполнение юридическими лицами требования Закона.

Если бы не одно НО. Законодательно не установлена ответственность за предоставление недостоверной (неполной) информации. А раз так, ничто не мешает юридическим лицам, выполнив, формально, требования Закона,  выдать за конечных выгодополучателей лиц (номинальных участников или акционеров), установить истинность статуса в качестве конечного бенефициара будет весьма затруднительно. Что, в сумме с полным отсутствием какой-либо иной мотивировки, способной побудить организации к раскрытию требуемой информации, может превратить весь процесс в рядовую формальность, похороненную под плотным слоем бюрократизма. Что, впрочем, едва ли удивит большинство задействованных участников.

 

Неизвестно хотели ли как лучше, но получилось как всегда!

 

P.S.  Сегодня, 21.05.2015 г., Верховной Радой Украины был принят законопроект № 2896, продливший срок подачи информации о бенефециарных владельцах юридических лиц, зарегистрированных до 25.10.2014 г., еще на четыре месяца (поправка о подаче информации в течении 10-ти месяцев, с начала действия закона №1701-VII). Также вводится освобождение от подачи данной информации:
— религиозных организаций;
— государственных и коммунальных предприятий;
— юридических лиц, если в них включены только физические лица, состав которых совпадает с перечнем бенефициарных собственников юрлица.
Вся остальная информация, содержащаяся в материале статьи, включая сделанные автором выводы, остается неизменной.

 

Представленная информация будет интересна Вашим друзьям и знакомым

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи    

§ На главную    

§ Перечень и стоимость услуг   

§ Получить консультацию юриста  

§ Контактная информация

Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Напишите мне письмо