Новый проект от правительства, без бликов розовых очков.
Предыдущая законодательная неделя в Украине весьма богата на инициативы, как поданные законопроекты, так и уже принятые законы. Некоторые из них, весьма резонансные, другие малозначимые и, для граждан, если откровенно, полезной ценности не представляют, а последствия третьих государство ощутит лишь спустя годы. Тем не менее, ставя своей целью, информирование граждан о наиболее интересных и способных повлиять на нашу повседневную жизнь изменениях в законодательстве, уделяю внимание наиболее интересным из них.
Данную статью посвящаю рассмотрению правительственного проекта реформирования Госавтоинспекции, которое вначале прошлой недели, вскользь, упоминалось во всевозможных средствах массовой информации. Основное внимание акцентировалось на фиксации нарушений с помощью технических средств, сроках оплаты штрафов и внедрении системы баллов, призванной смягчить переход на новую систему регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Уже отобраны кандидаты, выбрана форма и экипировка первых патрульных полицейских, которые должны приступить к своим обязанностям с началом лета.
И, как происходит с завидной регулярностью, инициатива есть – законодательного обоснования нет! Проще говоря, действующее законодательство нуждается в изменениях, отсутствие которых не позволяет осуществить задуманные преобразования. Именно с данной целью в Верховную Раду Украины подан законопроект, в котором предусмотрены требуемые изменения системы, обеспечивающей безопасность движения (№2562, 6.04.2015 г.).
Не могу предполагать, каких именно изменений ждали все автовладельцы в Украине, но, скорее всего, не этих. Что же предлагается правительством? Итак:
1. На привлекающегося к административной ответственности не распространяется презумпция невиновности. Да, именно так! И не нужно вспоминать про права и Конституцию.
2. Реанимируется, ранее провалившаяся, идея с видео (фото) фиксацией правонарушений, техническими средствами в автоматическом режиме. А ответственность за нарушение возлагается на владельца автомобиля. Таким образом, спустя 5-ть лет предпринимается попытка вернуть, ранее признанную неконституционной, практику налагать штраф на владельца транспортного средства. Почему это так важно?
Кроме нарушения основополагающего постулата об индивидуальном характере юридической ответственности (кто нарушил, тот и должен понести наказание) данный метод административного воздействия не учитывает одну национальную особенность. Уже догадались?
Именно! Полностью перерегистрировать автомобиль долго и будем откровенны – очень дорого. Как результат, практически половина отечественного автопарка находится в использовании, будучи «проданной по доверенности» (а еще, действующая система страхования гражданской ответственности позволяет передать техпаспорт и заполненный бланк страховки для управления иным, не собственником, лицом), а значит настоящий владелец (даже не подозревая о том, что он юридически, по-прежнему является собственником автомобиля) будет «обрадован» штрафом за нарушение правил движения, на автомобиле, от которого, как ему казалось, он давно избавился.
Конечно, делается уточнение о том, что в случае управления транспортным средством иным лицом во время, когда было совершено нарушение, владельца автомобиля предлагается освобождать от ответственности. Но, доказать, что правонарушение совершено не им, владелец автомобиля может лишь в процессе подачи апелляции, обжаловав уже наложенные штрафные санкции.
Кроме того, для «упрощения» системы и скорейшего запуска конвейера по «штамповке» штрафов предлагается:
– отмена нормы открытого рассмотрения дел об административных правонарушениях, зафиксированных с помощью технических средств в автоматическом режиме (действует согласно статье 249, Кодекса об административных правонарушениях);
– предусмотреть возможность рассмотрения дела и наложения взыскания за нарушение безопасности движения, которое зафиксированное техническими средствами в автоматическом режиме, в отсутствии правонарушителя.
Следовательно, привлекаемый к ответственности свои пояснения и доказательства, подтверждающие его невиновность (Кодекс об административных правонарушениях, статья 268) сможет предоставить только обжаловав постановление о наложении штрафа, для чего ему необходимо, самостоятельно, обратиться с заявлением в суд, что автоматически означает затраты времени и, учитывая то, что некоторые суды требуют оплаты судебного сбора по обжалованию подобных постановлений – еще и дополнительных финансовых затрат.
3. Предлагается изменить сроки уплаты штрафов. Законопроектом устанавливается период в 30-ть дней, а после его истечения, предполагается наложение пени, подразумевающей выплату штрафа в двойном размере. В дальнейшем, повторно, предоставляется такой же временной период на погашение увеличившегося штрафа и если после этого требуемая сумма не будет выплачена, постановление о взыскании будет исполняться принудительно.
И вот тут самое интересное – автоматическое лишение права управления транспортными средствами на протяжении полугодового периода (с занесением в базу), без освобождения от обязанности в оплате штрафа и пени. Извещение о штрафе осуществляется отправкой заказного письма, по месту жительства привлекаемого к ответственности, а, следовательно, с учетом всех недостатков деятельности почтовых отделений, а также, возможного отсутствия получателя извещения по месту регистрации, вполне вероятна ситуация, когда о наложении штрафа, пени и, как результата несвоевременной оплаты, лишении прав управления автомобилем, владелец авто будет извещен далеко от дома, находясь в пути. Результат? Постановка машины на штрафстоянку с последующими, весьма большими денежными расходами.
4. И самое «революционное» изменение – это передача полномочий лишать права управлять транспортным средством от судебных органов (принимают подобные решения сейчас) к патрульным полицейским. И их постановление будет вступать в силу незамедлительно. Да. Вы не ослышались! Лишать прав будут полицейские, прямо на дороге. В дальнейшем остается возможность обжалования, но на весь период рассмотрения апелляции управлять транспортными средствами запрещается! Какие либо комментарии требуются? Очень сомневаюсь.
5. Ну и после упоминания наиболее радикальных изменений, стоит сказать о системе «баллов». Она предусматривает начисление (ежегодное) водителям 150-ти штрафных баллов. После автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения от имеющейся, на указанный период суммы, вычитается определенное (особенная часть Кодекса об административных правонарушениях) количество баллов. Но снова все упирается в то, что штрафовать будут владельца автомобиля, который может и не быть правонарушителем, а также, сама мысль о возможности совершения нарушений в «обмен на баллы» никак не будет способствовать повышению безопасности на дорогах.
6. Предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства, предусмотрев норму, в соответствии с которой, обязанность доказывать, что при совершении правонарушения автомобилем управлял не собственник (и другие случаи виновности в противоправных действиях иных лиц) возлагается на владельца автомобиля.
7. Вносится предложение отмены диапазона сумм штрафов, оставив в действии именно минимальные суммы, что может быть воспринято как положительное изменение (некоторые штрафы, особенно с учетом нынешних доходов населения, действительно «заоблачные»), конечно при условии, что именно данное предложение будет поддержано законодателями.
Итак, что получаем в итоге? Достаточно «сырой» законопроект, собранный из норм, используемых в практике иных государств, что, с учетом игнорирования ранее указанных отечественных особенностей, с большой вероятностью, при внедрении, принесет только неразбериху и чрезмерную нагрузку на суды. Не говоря уже о том, что наличие у патрульного полицейского полномочий лишать права управления транспортным средством, породит соответствующий, конфликтный, тип взаимоотношений, никак не способствующий повышению авторитета правоохранителей среди граждан. Ведь, чтобы заслужить уважение не достаточно лишь назваться по-новому?
Тщательное планирование гораздо эффективнее, чем долгая «подгонка» и преодоление последствий скоропалительных решений. И странно, что данный факт, до сих пор, не всеми признается!
С уважением Дарья Игоревна Ясыр
Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:
§ Получить консультацию юриста
Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми