ЕСВ для обеспечивающих себя работой самостоятельно

Оплата единого социального взносаВ Верховную Раду поступило несколько неожиданное предложение по восстановлению справедливости.

В конце марта в некоторых украинских новостных интернет ресурсах появилась информация о том, что на рассмотрение Верховной Радой Украины поступил законопроект, принятие которого обяжет самозанятых лиц платить ЕСВ (законопроект № 6165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизма реализации права на социальную защиту физическими лицами – предпринимателями и лицами, которые обеспечивают себя работой самостоятельно», зарегистрирован Помазановым А.В., 7.03.2017 г.).

И общее настроение публикаций можно было обобщить предположением, что народные депутаты, инициировавшие рассмотрение данного законопроекта, стараются изыскать новые способы увеличения поступлений в бюджет путем введения нового налога для лиц, которые ранее не подпадали под его уплату. Именно данная формулировка (ЕСВ не является налогом) побудила меня внимательно изучить данный законопроект, сделав определенные, прямо скажем несколько неожиданные, выводы.

Давайте вспомним с чего все начиналось? После того, как государство ввело обязательность оплаты единого социального взноса для ФОП-ов независимо от наличия дохода, страной пронеслось, вполне ожидаемо, «цунами» закрытия предприятий, которые, в современных экономических условиях, не принося своим владельцам какой-либо ощутимой прибыли, могли обернуться, в будущем, беспросветными убытками.

И я прекрасно помню, как на фоне обновления данных о количестве закрытых предприятий, некоторые государственные чиновники и «аналитики», пускались в философские рассуждения о том, что это – «закономерный процесс, позволяющий очистить среду украинского малого бизнеса от «мертвых», не приносящих какой-либо пользы для государства и общества, предприятий». А раз так, то негатива от их закрытия, даже если счет пойдет на миллионы, практически никто не ощутит.

И в данных рассуждениях, большинство специалистов, сознательно или вследствие низкого уровня собственных познаний, проигнорировало один, весьма важный, момент. Рабочих мест, в стране, больше не становится! Можно даже сказать, что процесс движется стремительно и, как подсказывают ощущения, бесконтрольно со стороны государства, в совершенно противоположном направлении.

Следовательно человеку, закрывшему свое предприятие, которое, пусть и эпизодически, позволяло хоть как-то заработать на жизнь, остается весьма немного вариантов действий:

– поиск сколько-нибудь оплачиваемой работы;
– трудовая миграция за рубеж (например статья «Правила и документы позволяющие трудоустройство и проживание в России и республике Беларусь»
);
– «уход в тень», с переводом всех своих операций в наличный расчет или, наиболее популярный среди наших граждан, «перевод на карту Привата» (чем это обернетс ознакомьтесь в материале «Наиболее вероятное развитие событий после национализации Приватбанка»
);
– переход в категорию самозанятых граждан (самостоятельно обеспечивающих себя работой).

Именно проблеме последней категории лиц, не освобождающейся от уплаты единого социального взноса, посвящается анализируемый законопроект. Происходил интересный законодательный казус, когда в соответствии с Конституцией Украины (статья 46), лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно имеют равные, с иными гражданами, права на социальную защиту, однако в нормативных актах понятие «самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан» трактуется неоднозначно, что порождает сложность, для данной категории граждан, в реализации ими своего права на получение социальной помощи при страховом случае.

Лично у меня, как и, я уверена, у большинства украинских граждан обсуждение парламентариями, а также иными государственными лицами вопросов социальной справедливости, с необходимостью внедрения защиты кого-либо со стороны государства, вызывает ощущение приближающейся беды, грозящей обернуться новыми расходами. В данном случае это ощущение, к большому удивлению, не является обоснованным.

Законопроект акцентирует внимание на вполне реальной проблеме, когда в связи с отсутствием нормативного определения субъекта, который выплачивает компенсацию лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно, фонд социального страхования отказывает в выплате помощи в первые 5 дней нетрудоспособности (на основании части 2, статьи 22 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», согласно которой сначала должна быть уплачена помощь со стороны работодателя), признании существующей финансовой нагрузки на самозанятых пенсионеров (по возрасту) или инвалидов, получающих пенсию или социальную помощь (не освобожденных от уплаты ЕСВ), а также необходимость ежегодного отпуска для частных нотариусов (которые, согласно действующего законодательства, не могут использовать свое право на временное прекращение деятельности для отдыха).

Для исправления текущей ситуации инициатор законопроекта предлагает:

1. Конкретизировать категорию самозанятых лиц (обеспечивающих себя работой самостоятельно), включив в нее граждан, занимающихся научной, литературной, артистичной, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой (адвокатской), нотариальной деятельностью, ведут религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход непосредственно от этой деятельности, членов творческих союзов, творческих работников, не являющихся членами творческих союзов, граждан – субъектов предпринимательской деятельности.

2. Оплату всего периода временной нетрудоспособности, наступившей вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, производить за счет средств Фонда социального страхования начиная с первого дня наступления страхового случая.

3. Внести изменения в статью 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», освободив от уплаты единого взноса самозанятых лиц, являющихся пенсионерами (по возрасту) или инвалидами.

4. Изменить статью 29-1 Закона Украины «О нотариате», законодательно закрепив право нотариусов на отдых.

5. Внести изменения в статью 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», уточнив определение страхового стажа с учетом не только ежемесячных взносов наемных работников, но и ежеквартальных и ежегодных взносов предпринимателей и самозанятых лиц.

Реализация предложенных в законопроекте изменений позволит:

1. Унифицировать определение самозанятых лиц в законе «Об общеобязательном государственном социальном страховании» с Законом «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

2. Обеспечить равные, в сравнении с наемными работниками, возможности для самозанятых лиц в получении помощи по временной нетрудоспособности.

3. Уравнять в части освобождения от обязательной уплаты ЕСВ самозанятых пенсионеров с пенсионерами ФЛП.

4. Включать периоды самостоятельной оплаты ЕСВ в страховой стаж (который учитывается при начислении пенсии), наравне с периодами работы по найму.

5. Реализовать конституционное право на отдых для частных нотариусов.

И на основании всего вышесказанного предлагаю ознакомиться с моими, как уже было сказано, весьма неожиданными выводами:

1. Автором законопроекта не предлагается внедрение каких-либо новых налогов или податей, направленных на «выманивание средств» из карманов граждан.

2. Проанализированный законопроект оцениваю как положительный, призванный исправить существующую несправедливую ситуацию, при которой человек оплачивая ЕСВ, тем не менее, лишается права на получение помощи по временной нетрудоспособности в полном объеме.

3. Законопроектом устраняется неравенство в праве выплаты ЕСВ по собственному желанию для пенсионеров предпринимателей и пенсионеров (инвалидов) обеспечивающих себя работой самостоятельно.

4. Ранее не конкретизируемое, гарантированное Конституцией, право на отдых для частных нотариусов закрепляется законодательно.

5. Критики данного законопроекта имеют весьма отдаленное представление как о его содержании, так и о текущей ситуации в вопросах уплаты единого социального взноса, а потому большинство их негативных оценок необоснованно.

Конечно, данный законопроект еще только поступил на рассмотрение комитетов Верховной Рады, но, с учетом общей экономической ситуации, остается надеяться, что те, пусть не исчерпывающие, но все же имеющиеся в законопроекте предложения по обеспечению равных прав и возможностей будут реализованы на практике. И если тенденция вносить действительно актуальные законопроекты и активнее принимать именно необходимые для украинцев законы, получит отклик у всех остальных депутатов, лично у меня останется к ним только один вопрос: «Где же вы раньше были?»

Старайтесь сохранять здоровье тела и бодрость духа. Ведь интересно же узнать, чем все это закончится?

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми