Поданы проекты закона на запрет коллекторов

Закон запрета деятельности коллекторовГосударство защитит своих граждан от наглых коллекторов? Вряд ли!

Уже устала рассуждать о юридических парадоксах и финансовых проблемах нынешнего состояния в Украине. И очень хочется, чтобы был повод поделиться чем-то обнадеживающим, по-настоящему радостным (как, например, ранее рассмотренной возможностью не уничтожать здоровье ребенка неизвестно где купленными прививками). Но, к сожалению, наше государство, в лице всех своих органов, уже давно не предоставляет такой возможности. Но, как говорится: «На безрыбье…»

Поговорим о коллекторах. Повод действительно есть! Но, как я уже обозначила в заголовке статьи, не стоит особенно радоваться, пока – нечему!

Речь идет о поданных на рассмотрение Верховной Радой Украины, в начале марта этого года, двух законопроектов (№ 2275, 2.03.2015, авт. И. Суслова, Ю. Деревянко, а также № 2275-1, 4.03.2015, авт. А. Вилкул) призванных весьма серьезно ограничить, вплоть до запрета, деятельность коллекторов по отношению к физическим лицам.

Конечно, в природе все взаимосвязано и все живые существа находят в ней свое место, даже падальщики. Но, наиболее распространенные методы «работы» отдельных коллекторских агентств (не нужно бояться, в большинстве случаев – это обычные ООО-шки, с парой десятков, в лучшем случае, сотрудников), наверное, настолько выпадают из системы мироздания, что вызвали появление текстов данных законопроектов (иного объяснения, вдруг проявившегося у народных избранников внимания к насущным проблемам своих граждан у меня нет).

В общем, при близости текстов, анализ законопроектов буду проводить на примере более конкретизированного проекта № 2275, с указанием отличительных характеристик альтернативного текста. По мнению авторов, принятие данного закона необходимо, с учетом того, что в результате депрессивного состояния национальной экономики многие граждане, ранее дисциплинированно выполнявшие свои кредитные обязательства, сегодня становятся объектами «внимания» коллекторов, которые в погоне за ростом показателей применяют все, иногда противоречащие законодательству, методы давления на должников.

Законопроектом №2275 предусмотрено определение коллекторской деятельности как услуги, предоставляемой кредитору физическим или юридическим лицом, по способствованию осуществления, со стороны должника, действий оплаты задолженности по просроченным обязательствам, путем общения (письменное или устное) с самим должником, его семьей, работодателем и знакомыми, с использованием всевозможных технических средств (телефон, письма, СМС, ММС, электронная почта, автоответчик и так далее) при досудебном урегулировании спора по задолженности. Отличие законопроекта №2275-1 в использовании формулировки «лиц, которые могут оказывать на него (должника) влияние», а также в отказе отнесения к коллекторским услугам факторинга (выкуп задолженности) и предоставления юридических услуг на этапе судебного разбирательства.

Кроме вышеуказанного ограничения проект №2275-1 не дает определения каких-либо дополнительных услуг, определяемых в тексте первого законопроекта как:

1. Услуга в получении финансовых средств должника с дальнейшим перечислением на счета кредитора.
2. Представление интересов кредитора в операциях с предметом залога (взыскание, поиск имущества и самого заемщика).
3. Реализация функции держателя имущества заемщика, на которое наложен арест.
4. Приобретение обязательств в отношении заемщика (наиболее распространенная схема, которой, благодаря возможности получения всей суммы долга, банки с удовольствием пользуются, оставляя своего бывшего клиента на «растерзание» нового кредитора, который, без сомнения, предусмотрит все свои издержки, в пересмотренной, в сторону повышения, сумме задолженности, теперь уже своего должника).

Также, в отличие от текста альтернативного проекта, законопроект № 2275 к коллекторской деятельности не относит:

– адвокатскую деятельность;
– представление интересов в суде;
– взыскание долга кредитором самостоятельно;
– а также все действия по принудительному исполнению судебных решений, в соответствии с действующим законодательством.

При осуществлении действий, определяемых в будущем законе как коллекторская деятельность, законопроект № 2275-1 предусматривает штрафные санкции (до 8-ми тысяч минимальных заработных плат) перечисляемых в бюджет государства, а при повторном совершении по отношению к физическому лицу подобных действий – прекращение деятельности предприятия через суд. В проекте № 2275 предусмотрен штраф, в 10-ть тысяч минимальных зарплат, с перечислением всей суммы вознаграждения за данную услугу на имя физического лица, по отношению к которому осуществлялись данные действия.

Как видим законопроект № 2275, как было заявлено ранее, последовательней и более детально определяет саму коллекторскую деятельность, а также оставляет меньше юридических лазеек (запрет воздействия на любых людей, которые общаются с заемщиком и отнесение к коллекторским услугам выкупа имеющейся задолженности). Но, даже в случае принятия его за основу и прохождения всех этапов, вплоть до принятия соответствующего закона, не должно преждевременно обнадеживать.

Все дело в том, что еще 21.01.2015 года, Кабинетом министров Украины было принято решение о ликвидации Государственной исполнительной службы, с дальнейшей передачей ее полномочий в Министерство юстиции, которое уже анонсировало изменения в законодательстве, призванные обеспечить возможность функционирования в Украине так называемых «частных исполнителей». Официальным объяснением данного решения является желание правительства сократить расходы на содержание исполнительной службы и, уже ставшая нарицательной, борьба с бюрократией и коррупцией, путем предоставления возможности выбора в обращении к государственному или частному исполнителю. Последний, благодаря, закрепленному законодательно, праву на получение денежного вознаграждения за выполняемые действия (процент от взысканной суммы) являясь заинтересованным лицом, по определению, будет стремиться максимально быстро выполнить решение принятое судом.

Фактически, даже в случае принятия закона о запрете коллекторской деятельности по отношению к физическим лицам, это открывает возможность перехода существующих коллекторских агентств в статус «частных исполнителей», что, уверена, абсолютно не повлияет на изменение методов их «работы» с должниками, но уже на законных основаниях. Однако пока данная инициатива рассматривается как проект (механизм отбора и условия получения разрешения на деятельность неизвестны), а также с учетом достаточно долгой процедуры оформления законопроекта в окончательный текст закона, в общении с коллекторами следует придерживаться строгих правил поведения:

1. Вести себя вежливо и тактично, не поддаваясь на любые провокации с их стороны.
2. Требовать представиться (Ф.И.О., должность, представляемая организация).
3. Обязать предъявлять (ссылаться) документы, на основании которых они действуют (например, договор на переуступку прав требования).
4. Не верить ни одному слову и всю информацию проверять по бесплатной горячей линии банка кредитора.
5. В случае оказания методов психологического давления (навязчивые звонки, письма, СМС и так далее) максимально ограничить общение.
6. При угрозах, преследовании, акциях насилия и вандализма по отношению к Вам, Вашим знакомым и имуществу – писать заявление в правоохранительные органы (вызвать наряд полиции).
7. При необходимости досудебного урегулирования спора и защиты Ваших интересов в суде, обязательно, воспользоваться помощью адвоката.

И, конечно, надеяться на то, что государство, все же, не станет терпеть «частников» на поприще грабежа населения.

 

Ваши интересы и права Вы можете (должны) защищать любыми, законными способами!

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи    

§ На главную    

§ Перечень и стоимость услуг   

§ Получить консультацию юриста  

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми