Список всех статей на сайте

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Курс валют сегодня
18.08.2017
1 USD 25.5064 Грн -0.0663
1 EUR 29.8348 Грн -0.1108
1 RUB 0.4305 Грн +0.0018

postheadericon Пресечь вольности и нарушения закона коллектором

Свободе коллекторов в выборе методов воздействия на должников может прийти конец. Конечно, если Рада не подведет.

Пример действий коллекторов

Необходимости правового регулирования и законодательного ограничения самоуправства коллектора я уже посвящала несколько статей сайта. И, откровенно говоря, с учетом общей тенденции в деятельности отечественного парламента даже не надеялась, что уже в период работы Верховной Рады текущего созыва смогу предоставить анализ подобного законопроекта.

Конечно, обращаю ваше внимание на то, что это лишь законопроект, который может повторить, до мельчайших подробностей, судьбу закона о реструктуризации валютного кредита, если вообще будет принят Верховной Радой. Однако само его появление следует отнести к разряду приятных неожиданностей, которые имеют обыкновение случаться, когда уже практически и не надеешься.

Сегодня анализируется проект Закона «Об особенностях осуществления профессиональной деятельности по урегулированию просроченной задолженности» (№ 6417, 26.04.2017 г.) или, в рамках моей статьи, законопроект «утихомиривающий» коллекторов. Появление данного текста удивительно уже лишь тем, что за всю украинскую историю существования лиц, представляющих данный вид занятости (от громадный парней в кожаных куртках, говорящих односложными предложениями до людей, мужчин и женщин, в деловых костюмах, которые вместо того, чтобы представиться, начинают разговор словами: «На сегодняшний день сумма вашей задолженности…»), данный законопроект представляет собой единственную попытку подчинить деятельность коллекторов, ранее мало чем регулируемую, действующему законодательству, очертив границы дозволенного, выйдя за которые коллектор понесет как административную, так и уголовную ответственность.

Да, именно так! В случае принятия данного законопроекта, граждане Украины смогут побудить представителей наших доблестных правоохранительных органов пресечь противоправную деятельность коллектора гораздо раньше, чем они будут доведены до крайней степени отчаяния (ненависти) ежеминутными звонками и текстовыми сообщениями родственникам и знакомым, объявлениями со своей фотографией, наклеенными на столбах и подъезде собственного дома, мерзостями и угрозами, распространяемыми через социальные сети и, так любимыми некоторыми «специалистами по работе с должниками», надписями из аэрозольных баллончиков на их имуществе.

Ранее уже анализировала несколько законопроектов (подробнее в статье: «Поданы проекты закона на запрет коллекторов»), которые, судя по всему, так и останутся «похороненными» под грудой текстов, так и не доведенных народными депутатами до логического завершения. Изо всех сил надеясь, что данная судьба не ожидает и этот текст, перечислим основные положения анализируемого законопроекта:

1.  Профессиональной деятельностью субъекта урегулирования задолженности является деятельность по отношению к более чем 1-й тысяче должников в период 1-го календарного года и осуществляемая в интересах кредитора на основе договора об урегулировании просроченной задолженности.

2. Договор об урегулировании просроченной задолженности заключается в письменной форме соответственно нормам Гражданского кодекса Украины и может быть заключен касательно как одного, так и нескольких должников. При этом субъект урегулирования задолженности имеет право на вознаграждение и возмещение расходов в соответствии с условиями договора.

3. В договоре об урегулировании просроченной задолженности может быть предусмотрено право субъекта урегулирования на заключение соглашения по реструктуризации задолженности. Данное соглашение исключит ситуацию, когда должник соглашается на условия реструктуризации, предложенные коллектором, а затем выясняется, что они не были согласованы с первичным кредитором, следовательно, подобная реструктуризация невозможна.

4. Кредитор обязан информировать субъекта урегулирования задолженности о платежах должника в пользу кредитора и изменении порядка уплаты и размерам задолженности, что предотвратит использование специалистом по работе с задолженностью «устаревшей» информации.

5.  Кредитор не имеет права привлекать более чем одного субъекта урегулирования задолженности по одной просроченной задолженности в отношении одного должника одновременно. Наверное, наиболее важный пункт, который значительно сократит время уделяемое телефонным разговорам касательно имеющейся задолженности, параллельно являясь для должника мотивационным фактором к скорейшему погашению задолженности (отсутствует путаница, четкая направленность общения, уверенность в том, что при погашении задолженности звонки точно прекратятся).

6. Предлагается создание единого государственного реестра субъектов урегулирования задолженности, что позволит взять под контроль численность коллекторов и законность оснований для занятия данным видом деятельности, не допуская ситуации, когда услуги коллекторов предлагают даже те лица и организации, которые не имеют к ним абсолютно никакого отношения. Данный реестр позволит профессиональным специалистам по взысканию задолженности дистанцироваться от мнящих себя таковыми «ушлых торговцев» и банальных бандитов.

4. Предполагается создание неприбыльного общественного объединения (ассоциации) субъектов урегулирования задолженности, одной из целей которого будет являться разработка и реализация положений кодекса профессионального поведения субъектов урегулирования задолженности, этических принципов, деловой и профессиональной этики, которыми руководствуются специалисты по урегулированию просроченной задолженности. Данный кодекс будет являться основным инструментом саморегулирования данной сферы услуг, что, в итоге, сможет обеспечить повышение стандартов работы и высокий профессионализм оставшихся на рынке субъектов по работе с проблемной задолженностью.

5. Специалист по работе с просроченной задолженностью обязан обеспечить:
— поступление корреспонденции на адрес(а) должника в закрытом конверте, без каких либо упоминаний того, что письмо касается долга (исключение составляют пометки, идентифицирующие кредитора или субъекта по работе с просроченной задолженностью);
— при переговорах о погашении задолженности придерживаться правил культурного общения, не допуская использования любых форм унижения, давления, запугивания (преследования), представившись (предъявив документ удостоверяющий личность), объяснить основания для истребования задолженности;
запрещается использовать угрозу, насилие, унижение личного достоинства, вульгарно (нецензурно) выражаться в грубой форме, преднамеренно предоставлять неправдивую информацию (о себе или задолженности), применять угрозу осуществления противоправных действий, нарушающих права собственности должника, содействовать уклонению должником от уплаты задолженности;
— обеспечить, в соответствии с законодательством, неразглашение персональных данных должника;
не допускать вмешательства в личную жизнь человека.

6. Специалист по работе с просроченной задолженностью имеет право:
— вести телефонные переговоры с должником в рабочие дни (08:00-22:00) выходные или праздники (9.00-20.00) не чаще чем 1 раз в сутки и 2 раза в неделю;
— присылать письменные (электронные) сообщения о необходимости погашения задолженности с информацией о последствиях невыполнения не чаще чем 1 раз в сутки и 2 раза в неделю;
— по предварительной  договоренности с должником проводить личную встречу с ним лично или его представителем в рабочие дни (09:00-20:00) выходные или праздники (10.00-20.00);
— собирать (получать) информацию о должнике, источниках дохода и имуществе, устанавливать контактные данные должника (прописка, адрес фактического проживания, адрес работы, телефонные контакты и так далее);
с согласия связанных с должником третьих лиц (родственники, соседи, работодатель, партнеры и так далее) обращаться к ним для уточнения контактных данных должника, когда последний уклоняется от погашения задолженности, а также от переговоров по ее погашению;
— обращаться с запросами в органы государственной власти и местного самоуправления, должностным (служебным) лицам предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также к физическим лицам (с согласия последних);
— осуществлять иные действия, непротиворечащие действующему законодательству Украины.

7. Должник при общении со специалистом по работе с просроченной задолженностью имеет право:
требовать предоставления информации о субъекте урегулирования задолженности (наименование организации, ее местонахождение, Ф.И.О. руководителя и специалиста по урегулированию просроченной задолженности, контактных номеров телефона, номере и дате выдачи квалификационного свидетельства специалиста);
— требовать предоставить документы (копии), подтверждающие наличие и размеры задолженности;
— предъявлять собственные возражения и доказательства;
получить информацию о кредиторе, в интересах которого осуществляется деятельность по урегулированию задолженности. Вся требуемая должником документация должна быть ему предоставлена в течение 5-ти рабочих дней с момента получения специалистом по урегулированию просроченной задолженности письменного заявления должника.

8. Субъект урегулирования задолженности обязан заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности за причинение неправомерных убытков должнику(-ам) на сумму не меньше 1 тысячи минимальных размеров заработной платы по состоянию на начало календарного года.

9. Специалистом по урегулированию просроченной задолженности не может быть лицо, имеющее непогашенную (не снятую) судимость, ранее лишенное права заниматься профессиональной деятельностью по урегулированию просроченной задолженности (в последнем случае на протяжении 3-х лет с момента принятия решения).

10. Право на получение квалификационного свидетельства специалиста по урегулирования задолженности приобретают физические лица, которые имеют высшее образование, прошли обучение по программе базовой подготовки и стажировки (в течение 6-ти месяцев) у субъекта урегулирования задолженности, получили положительную рекомендацию и успешно сдали квалификационный экзамен.

11. Контроль за деятельностью субъектов урегулирования задолженности осуществляется уполномоченным органом путем проведения плановых (не чаще одного раза в 2-а года) и внеплановых проверок.

12. Внеплановые проверки проводятся на основании:
— заявления самого субъекта урегулирования задолженности;
— информации о фактах нарушения субъектом урегулирования задолженности требований Закона;
— окончания срока действия распоряжения уполномоченного органа на устранение выявленного нарушения;
— информации о несоответствии юридического лица (его участников) или физического лица предпринимателя установленным требованиям Закона.

13. Специалист по урегулированию просроченной задолженности за свои решения, действия или бездеятельность, причинившие вред третьим лицам несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке и объемах, установленных действующим законодательством, а также дисциплинарную ответственность в порядке, установленном данным Законом.

14. Предлагаются следующие виды наказания за неправомерные (незаконные) действия при взыскании задолженности:
— деятельность по взысканию задолженности без предоставления информации в единый государственный реестр субъектов осуществления урегулирования просроченной задолженности – штраф 100–500 необлагаемых минимумов (1700–8500 гривен), для должностных лиц – штраф 500–1000 необлагаемых минимумов (8500–17000 гривен). При повторных (в течение года) действиях или повлекших получение дохода в большом размере (свыше 17000 гривен) – штраф 1000–3000 необлагаемых минимумов (17000–51000 гривен);
— использование специалистом по урегулированию просроченной задолженности угрозы применения насилия, уничтожение или повреждение имущества должника, членов его семьи или близких родственников, а так же распространение любым публичным способом недостоверной информации, позорящей честь и достоинство должника, членов его семьи или близких родственников, с отсутствием признаков вымогательства – штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов (сейчас это 8500 – 17000 гривен) или ограничение (лишение) свободы на срок до 1-го года, с лишением права занимать отдельные должности (заниматься деятельностью) сроком до 3-х лет;
— те же действия, если они причинили существенный вред (превышающий размер 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) или с умышленным повреждением (уничтожением) имущества должника, совершенные, по предварительному сговору, группой лиц – лишение свободы на срок 1–3 года, с лишением права занимать отдельные должности (заниматься деятельностью) сроком до 5-ти лет;
применение насилия к должнику, членам его семьи и близких родственников, или действий вызвавших тяжелые последствия (превышающие размер 250 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) – лишение свободы на 3–7 лет, с лишением права занимать отдельные должности (заниматься деятельностью) сроком до 10-ти лет;
— действия, послужившие причиной смерти – лишение свободы на 7–10 лет, с лишением права занимать отдельные должности (заниматься деятельностью) сроком до 20-ти лет.

15. Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования. Юридические лица, ранее осуществлявшие деятельность по урегулированию просроченной задолженности обязаны привести ее в соответствие с требованиями Закона или прекратить осуществлять подобную деятельность не позднее 1-го года с момента вступления в силу данного Закона.

Так выглядят основные положения законопроекта, который, без сомнения, заслуживает всяческого одобрения и поддержки со стороны граждан, которые хоть раз общались с коллектором. Но, очевидно, будет, мягко говоря, неоднозначно воспринят именно последними, так как существенно ограничивает свободу в трактовке их возможностей, ставит перед необходимостью повышения профессионального уровня сотрудников и определенных финансовых инвестиций, с попутным награждением (добро пожаловать на землю) ответственностью за нарушение законодательства.

В любом случае, следует подождать момента, когда данный законопроект будет рассмотрен Верховной Радой в первом чтении, о чем я, непременно, проинформирую на страницах своего сайта. И если свершится чудо, и данный законопроект будет принят, то, лично для меня, нынешний состав Верховной Рады полностью оправдает свое существование, так как в существующих условиях лучшего примера защиты депутатами прав своих сограждан придумать практически невозможно.

Но уже сейчас в вашем противостоянии с коллектором в суде, вам, обязательно, понадобится помощь опытного адвоката. Именно данной услугой я предлагаю воспользоваться, обратившись за юридической консультацией, которой, настоятельно, рекомендую не пренебрегать.

 

Уже что-то похожее на социальную справедливость. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

 

Представленная информация будет интересна Вашим друзьям и знакомым

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи    

§ На главную    

§ Перечень и стоимость услуг   

§ Получить консультацию юриста  

§ Контактная информация

Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Напишите мне письмо