Список всех статей на сайте

Календарь

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Курс валют сегодня
12.12.2017
1 USD 27.1357 Грн +0.0264
1 EUR 32.0093 Грн +0.1775
1 RUB 0.4581 Грн +0.0008

postheadericon Рынок электроэнергии в условиях тотальной монополии

У украинцев есть примерно два года, чтобы выяснить, где брать средства на удовлетворение аппетитов «конкурентного» рынка электроэнергии.

Сложности создания отечественного рынка электроэнергии

Раде опять не удалось удивить или «распил» энергетической системы страны, правильно мотивированными депутатами, принимающими, с грубейшими нарушениями регламента, Закон «О рынке электрической энергии» продолжается. Примерно таким заголовком я планировала обозначить данную статью. Однако, после некоторых размышлений, пришла к выводу, что бороться с неизбежным дело весьма неблагодарное, а потому, как и всем украинским гражданам, следует морально подготовиться к последствиям от реализации (в соответствии с текстом закона – период до 24 месяцев) законопроекта № 4493, принятого 13 апреля 2017 года.

Почему именно такие пессимистические прогнозы? Во-первых, потому, что в тексте закона (подразумевается текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, так как итоговый текст, несмотря на уже принятый закон, не видели сами депутаты) в качестве временного регулятора рынка присутствует, ставшая уже нарицательной, Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), о которой можно прочесть в материале: «Абонентская плата за поставку газа отменена». Во-вторых, в целях данного закона обширно используются лозунги о прозрачности, конкуренции, справедливой стоимости и так далее, что для наших, уже весьма опытных в чиновничьей терминологии, граждан, автоматически, является признаком предстоящего «надувательства» со стороны власти.

Итак, можно ли подтвердить данные опасения? А вы посмотрите на основные положения:

1. Электроэнергия, после реализации положений закона, будет предоставлена конечному потребителю как товар и как услуга. Да! «Полюбившаяся» народу абонентская плата будет внедрена при поставках электроэнергии.

2. В обмен на необходимость платить абонплату, обещают, к моменту запуска рынка электроэнергии, создать инстанцию, которая будет контролировать качество предоставляемых услуг. Еще одна чиновничья комиссия, даже саму идею формирования которой, лично я, не могу считать позитивной, не говоря уже о том, чтобы отнестись к ней с благодарностью.

3. Будет упразднена существующая монополия государства (приблизительно 70 % вырабатываемой электроэнергии) и ДТЭК (около 25 %). На рынок должны будут выйти так называемые трейдеры (посредники), которые и будут, конкурируя между собой, бороться за право заключить договор с потребителями. А сами потребители (граждане и предприятия) будут выбирать между этими посредниками с позиции лучшего соотношения цена/качество. Таков план. А теперь я покажу, как будет все выглядеть на практике:

– ближайшее окружение высших (приближенных к ним) чиновников, дети, жены (мужья), родители, племянники и так далее, проявят поразительную расторопность, зарегистрировавшись трейдером на энергетическом рынке и сразу, без «раскачки», выигрывают какой-либо тендер или получают право, с молчаливого согласия потребителей, поставлять электроэнергию на какую-то территорию;

– давние «игроки» энергетического рынка (вот уж кого нельзя заподозрить в умении создавать предприятия «прокладки») переориентируются к новым условиям, в результате чего появляется множество фирм-трейдеров, готовых, прямо с момента образования, поставить любое количество электроэнергии в самый отдаленных уголок страны;

– после некоторых, невидимых для общественности и упрямо игнорируемых антимонопольным комитетом «согласований», на рынке появляется средневзвешенная цена, являющаяся «прозрачной» и «справедливой»;

– по результатам всего этого процесса конечные потребители получают, так восхваляемое в уже принятом законе, право выбора своего поставщика электроэнергии. Но выбор, по странному стечению обстоятельств, придется делать из предприятий, конечные бенефициары которых если и не совпадают, то находятся в весьма близких, деловых или родственных отношениях.

4. Наконец, воспользовавшись своим почетным правом выбора, потребителю останется сущая мелочь – оплатить полученную от посредника, а потому и более дорогую, электроэнергию, не забыв выплатить государству абонентскую плату за пользование электросетями.

Вот достаточно обобщенная, но, если убрать все пустословие, весьма точная модель, по которой и будет создаваться, в ближайшие два года, национальный рынок электроэнергии. Всем сомневающимся очень рекомендую воспользоваться возможностями сети Интернет и проследить историю формирования и достижения своего нынешнего состояния любого направления в сферах украинской промышленности, сельского хозяйства, торговли или рынка предоставления услуг.

Конечно, можно еще проанализировать положения законопроекта, которые регламентируют вопросы бартера, приведения стоимости электроэнергии, полученной из разных источников, к общему значению, вспомогательные услуги, формирование внутрисуточного рынка, обеспечения открытости для иностранных инвесторов и так далее. Однако, зачем?

Для национального потребителя электроэнергии, в итоге, результат будет один – возросшая стоимость электроэнергии, при том же (пожалуйста, не нужно упоминать какую-то там комиссию, не смешите) качестве услуг. А все иные производные, с учетом того, как будет формироваться «конкурентный рынок электроэнергии» будут представлять интерес лишь для компетентных, узкоспециализированных органов. Конечно при условии, что уровень профессионализма их сотрудников многократно повысится, а сами структуры, наконец, перестанут играть роль обслуги для политической системы государства. Но это процесс гораздо более долговременный, чем те два года, которые заявлены в анализируемом законопроекте.

И напоследок, о приятном. Верховная Рада Украины уходит на заслуженный отдых вплоть до 16 мая, тем самым гарантируя отсутствие, как минимум со стороны парламента, новых инициатив заботы о народе и государстве, на весь период весенних праздников. Остается лишь пожелать, чтобы представители исполнительной власти также подумали о том, чтобы взять небольшой перерыв. Так как их целеустремленность, чрезмерная активность и однообразность направления, особенно в последние месяцы, в реализации своей реформаторской миссии уже редко выходит за рамки диапазона: «уныние – раздражение». В общем, отдохните господа, ради всех нас.

 

И вместо эпилога очень подойдет: «Timeo Danaos et dona ferentes»

 

Представленная информация будет интересна Вашим друзьям и знакомым

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи    

§ На главную    

§ Перечень и стоимость услуг   

§ Получить консультацию юриста  

§ Контактная информация

Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Напишите мне письмо