Законопроект регистрации домашних животных

Обязательная регистрация домашних животныхДепутаты хотят сделать Украину цивилизованной и безопасной для жизни. Пока – для кошек и собак.

После «шокирующего» (пока только для отдельных групп граждан, а все остальное население, гарантированно, ощутит на себе его влияние в самом ближайшем будущем) принятия пенсионной и медицинской реформ, Верховная Рада Украины, в лице отдельных депутатов, проявила интерес к проблеме стихийного формирования и неконтролируемости сферы разведения, содержания домашних питомцев. Данная заинтересованность получила воплощение в законопроекте, предполагающем учет всех бездомных и домашних животных (№ 7270, 20.10.2017 г.)

Сразу же объясню свое отношение к данной проблеме, чтобы выводы, сделанные в конце статьи, не были восприняты как поверхностное восприятие реально существующей проблемы. Проблема действительно актуальна, так как:

– сообщения о стаях бродячих собак появляются в СМИ со стабильным постоянством;
– случаи нападения на людей зараженными бешенством животными если и не учащаются, то происходят с той же, весьма опасной, периодичностью;
– жестокое обращение с домашними питомцами не является редкостью;
– а среди бездомных животных, с легкостью, можно увидеть представителей достаточно ценных, если не элитных пород, которых бывшие хозяева просто выбросили на улицу.

Однако, при кажущемся, с первого взгляда, стремлении внести упорядоченность и контроль в процессы содержания (разведения) домашних животных, с параллельным повышением ответственности их владельцев до принятого, в цивилизованных странах, стандарта поведения, принятие данного законопроекта лишь осложнит существующее положение, вызвав дополнительный негатив по отношению к государственной власти. Но будем последовательны и рассмотрим, что же предлагают авторы законопроекта:

1. Регистрация всех животных (диких и бездомных) возрастом от 2-х месяцев. Домашние животные регистрируются их владельцами, регистрация остальных возлагается на местные органы власти. После регистрации (и чипирования) выдается жетон с номером, который должен находиться на ошейнике животного.

2. При приобретении животного новый владелец, в течение 5-ти дней, должен его зарегистрировать и посетить ветеринарное учреждение, для проведения всех требуемых процедур (прививок).

3. Вся информация о животном хранится в электронной базе данных учета домашних и бездомных (имеющих хозяина или опекуна) животных, которая является открытой, общедоступной и бесплатно предоставляемой.

4. В случае переезда, на протяжении 5-ти дней, необходимо поставить в известность ветеринарную службу о проживании домашнего животного.

5. Раз в 3 года посещать ветеринара для проведения иммунизации домашнего животного.

6. Не допускать загрязнения экскрементами животного, как собственного жилья, так и общественных мест, территорий совместного использования (штраф – 850 – 1700 грн.).

7. Прохождение собаками, порода которых отнесена к категории потенциально опасных, обязательного (предварительного и периодического) психиатрического осмотра, с последующей выдачей соответствующей справки.

8. Обязательное лицензирование деятельности по разведению породистых и стерилизация животных, которые не представляют породистой ценности (бездомные животные должны пройти стерилизацию в течение месяца, после помещения в приют).

9. Отказ от обязательной стерилизации животного, не представляющего породистой ценности, повлечет наложение штрафа от 3400 (первое правонарушение) и до 20400 грн. (повторное нарушение, в течение года, после предыдущего административного наказания).

10. Запрет на продажу животных в неустановленных местах или без документов (штраф 170-340 грн. и 20400 грн. при повторном нарушении, на протяжении года, после предыдущего административного наказания, с возможностью конфискации животного).

11. Использование животного в попрошайничестве – штраф 5100 и 20400 грн. при повторном нарушении.

12. Выгул домашнего животного (собаки) осуществляется только совершеннолетним.

13. Запрещаются любые хирургические операции по изменению внешнего вида животного (обрезание хвоста, купирование ушей, удаление клыков и когтей, лишение голоса и т.д.).

14. Предусматривается изъятие животного полицией или уполномоченными органами на время рассмотрения судом дела о прекращении прав на животное, в результате жестокого обращения или угрозы для его жизни и здоровья.

15. При желании владельца отказаться от прав на животное, оно, в обязательном порядке, должно быть передано в специализированный приют.

16. Потерявшиеся и возвращаемые хозяевам животные должны пройти обязательную вакцинацию против бешенства.

17. При особо опасном заболевании животного владелец обязан поставить в известность ветеринарную службу.

18. В случае смерти животного – известить ветеринарную службу, сдав труп животного (с паспортом, жетоном, чипом) для захоронения на специализированном кладбище.

19. Функции контроля исполнения положений данного закона, в первую очередь за соблюдением обязанности стерилизации животных не представляющей породистой ценности, недопущения их размножения и пресечения жестокого обращения с животным возлагаются на Национальную полицию.

Так выглядят основные положения, внесенного на рассмотрение Верховной Радой, законопроекта. А теперь определим наиболее «слабые» положения, за которые, вполне обосновано, данный законопроект подвергается критике:

1. Платная регистрация животного. Около 180 грн. при регистрации и 70 грн. при внесении изменений в уже существующие записи. При этом, от данной оплаты освобождаются лишь некоторые категории граждан, и только животные, взятые в приюте. Даже при достаточно небольшой сумме осознание того, что государство предъявляет тебе еще один счет, на мой взгляд, способно серьезно разозлить весьма ощутимую часть украинского народа.

2. Обязательная регистрация домашних животных, при отсутствии в законопроекте четко определенного перечня животных, которые подлежат регистрации, может привести к тому, что после принятия закона попугай, хомяк или тритон будут подлежать регистрации.

3. Ограничение срока регистрации 5-ю днями. А если не успеешь, то что? Законопроект ответа не дает.

4. «Привязка» к ветеринарным клиникам и обязательность планового осмотра и вакцинации приведут к традиционному сценарию в масштабах всей страны:

– ветеринарные клиники «укрупнятся», что означает процесс, когда лишние конкуренты, скорее всего не по собственной воле, исчезнут с рынка, а среди действующих останутся лишь те учреждения, которые принадлежат тому, «кому надо»;
– территории «работы» ветеринарных клиник будут четко разделены, путем создания искусственных препятствий для владельцев животных, желающих обратиться «не по адресу»;
– цены на услуги ветеринаров, сейчас и так не маленькие, будут, естественно, повышены до такого уровня, что содержание домашнего животного станет практически привилегией.

5. Даже не обладая точными данными, могу с уверенностью предположить, что количество зоопсихологов в Украине настолько незначительно, что можно говорить об их отсутствии. Однако такая мелочь, очевидно, не помешает всем желающим, за определенную плату, получить справку о прохождении собакой психиатрического осмотра. Что, автоматически, превращает процедуру регистрации представителей потенциально опасных пород собак в банальное вымогательство.

6. Обязательная стерилизация животных без породистой ценности вызывает множество вопросов морального характера, начиная от банального – «Кто решает, какую ценность представляет именно данное животное?» и до: «Почему я должен совершать над своим животных данное насилие?»

7. Разведение животных только при наличии лицензии и запрет торговли «с рук» – ничем неприкрытое желание представителей государственной власти обложить налогом еще одну, пока еще недостаточно «облагодетельствованную» вниманием налоговиков, сферу малого бизнеса.

8. Свободный доступ представителей полиции в помещение с формулировкой типа: «Поступило заявление, что здесь содержится незарегистрированное животное» – однозначно противоречит положению Конституции о неприкосновенности жилища гражданина.

Итак, подводим итоги? Данный законопроект имеет в себе положительные моменты:

– стремление принудить владельцев к более ответственному отношению к вопросу приобретения и содержания домашнего животного;
– попытку предложить механизм борьбы с постоянно увеличивающимся количеством бездомных животных;
– профилактику распространения опасных заболеваний, в первую очередь бешенства;
– активизация борьбы с загрязнением экскрементами животных окружающей среды и жестокого обращения с ними;
– введение запрета на неконтролируемое умерщвление животных.

Однако весь позитив разбивается об откровенное желание инициаторов законопроекта изыскать новые возможности для того, чтобы выжать, посредством сборов, счетов, лицензий и «драконовских» штрафов, хотя бы какие-то деньги для «латания дыр» национального бюджета. Так сказать: «с миру по нитке, голому рубашка». И если бы что-то подобное внедрялось лет 10-ть назад, то, возможно, доработаный законопроект мог бы получить оформление в пусть и несколько «второстепенном», но достаточно полезном для страны законе.

Но сегодня, общая ситуация совершенно не благоволит подобным решениям, а значит можно предположить, что вероятность принятия данного закона близка к нулю. Впрочем у парламента остается возможность, как было совсем недавно, «удивить» народ принятием того, чего нельзя принимать.

С учетом того, что данный созыв, проголосовав за медицинскую реформу, уже заслужил «вечную народную любовь и благодарность», терять депутатам практически нечего. Следовательно – все возможно!

Создать для домашнего питомца и всех окружающих комфортные, безопасные условия жизни можно без принуждения со стороны государства. Для этого достаточно просто быть человеком!

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми