Такая неоднозначная медицинская реформа

Ожидания от внедрения реформы медициныБудущее украинской медицины в «тумане»: небольшой обзор последствий принятия медицинской реформы.

После голосования за «медицинскую реформу» (законопроект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств», 19.10.2017 г.) я, как и многие граждане Украины, последующие 2-ве недели ожидала каких-либо официальных разъяснений, уточнений, и конкретизации основополагающих статей, уже принятого депутатами, Закона.

А именно:

– перечня услуг, которые гарантированно остаются бесплатными;
– списка лекарственных препаратов, которые защищены государственными гарантиями от попадания в список медикаментов не относящихся к необходимым (приобретение которых обеспечивается самим пациентом);
– ориентировочной стоимости медицинских услуг в лечении наиболее распространенных в Украине заболеваний (на появление в сети Интернет шокирующих расценок, отдельные чиновники от здравоохранения заявляли о не правдивости данной информации, но не приводили иных цифр, что, естественно, лишь больше убеждало граждан, что ценник весьма близок к реальности);
– ну и наконец, более «развернутой» модели будущей работы системы медицинского обслуживания, чем: обращаетесь к семейному врачу – получаете направление – проходите процедуры – если лечение и лекарства имеются в списке (которого еще никто не видел), счет оплачивает государство.

Так и не дождавшись (есть подозрение, что все произойдет по принципу «сюрприз будет») хотела бы обратить внимание на некоторые, уже известные, моменты предлагаемого реформирования, вызывающие наибольшие вопросы. Начну с того, что однозначно судить о принятом законе, лично мне, достаточно сложно, так как:

1. Признаю, что медицина в стране уже давно, неофициально, не является бесплатной.

2. Являюсь давним сторонником системы страховой медицины.

3. Убеждена, что уровень подготовки и качество обслуживания отдельных врачей и медицинских учреждений не соответствует требуемым, с их стороны, затратам на лечение.

4. Как и все граждане могу подтвердить, что материальная база многих больниц и зарплата большинства медицинских работников находится на столь убогом уровне, что ожидать качественного лечения, не говоря уже о преодолении коррупции, вряд ли возможно.

Однако то, что предлагается в рамках реформирования имеющейся системы здравоохранения наводит на мысли, что решение заявленных проблем, как минимум в ближайшей перспективе, не сдвинется с «мертвой точки». Конечно, я уже ознакомилась с «ответом» представителей Министерства здравоохранения, в котором предпринимается попытка развеять «ложные слухи» о медицинской реформе, в наиболее важных, для большинства граждан, вопросах. Но данные заявления лишь подхлестнули подозрение, что все будет с точностью до наоборот. Ведь не секрет, что вся страна давно живет именно по принципу, когда, например, кто-то из высших чиновников заявляет, что снижения курса гривны не будет – это четкий сигнал о том, что надо покупать валюту.

Поэтому выскажу свои опасения, которые, вероятно, поджидают нас в ходе реализации заявленной реформы:

1. Засилье семейных врачей «широкого профиля». За гражданами остается право выбора данного врача, однако оплату последующих процедур со стороны государства пациент может получить только после подписания декларации и консультации с данным врачом (ФЛП, ведущим частную практику, наемным работником). Врач самостоятельно собирает и регистрирует базу своих пациентов (до 2000 человек) и в последующем его услуги оплачиваются государством из расчета 370 гривен (с 2019 – 450) в год, за одного человека (дети до 5-ти лет и старики от 65 – тариф повышается).

С первого взгляда конкуренция за пациентов призвана побудить врача к повышению качества своих услуг, для привлечения большего количества клиентов, однако в нынешних реалиях «развернуть» собственную практику сможет далеко не каждый желающий. Как следствие, коммерциализация первичного медицинского обслуживания приведет к тому, что заниматься данной деятельностью будут самые «ловкие», а не самые квалифицированные специалисты. Кто-то будет спорить, что медицинский осмотр – это что-то более сложное, чем, например, продажа заграничных путевок?

2. «Деньги следуют за пациентом». Да, именно данный принцип, который великолепно работает в любом ином направлении сферы услуг, вызывает наибольшие опасения. Начиная с того, что не каждая больница, по определению, может обеспечить требуемый объем пациентов и заканчивая тем, что пациенты, а, следовательно, и заболевания, бывают разные. Да, в законе ничего не сказано о закрытии медицинских учреждений, но, не имея финансирования, получить которое из коммерческих источников сегодня абсолютно нереально, многие больницы и врачи будут вынуждены прекратить свою деятельность. Прекрасно помню ту истерию, которую устроили представители бывшей оппозиции вокруг программы «Школьный автобус». А после занятия властных кабинетов, под руководством уже бывшего, хоть какая-то радость, премьера, принявшиеся, с тем же усердием, за ее реализацию. Но пациент – это не школьник, он в пути и умереть может!

3. Именно после реформы в стране появится бесплатная медицинская помощь, благодаря наличию списка услуг, попадающих под государственные гарантии полной оплаты из бюджета. Красиво? Несомненно. Вот только данный список, ежегодно, утверждается Кабинетом министров и выносится на голосование в Верховную Раду Украины! Что это означает? Сведущие граждане уже догадались, но все же поясню. Данный список, ежегодно, будет понемногу, так, чтобы не вызвать народного возмущения, уменьшаться до тех пор, пока в нем не останется обеззараживания раны и наложения марлевой повязки. Конечно, утрирую. Но то, что за данным положением скрывается желание правительства постепенно переложить оплату за лечение на пациентов, ни секунды не сомневаюсь.

4. Правительство определяет стоимость медицинских услуг. В иных условиях это могло бы вселить робкую надежду на преодоление имеющейся практики поборов в медицинских учреждениях. Однако, в условиях коммерциализации и конкуренции, в которые государство желает «погрузить» врачей и поликлиники, совсем непонятно за счет чего последним привлекать новых пациентов, если тарифы везде одинаковые (моей фантазии не хватает, чтобы представить на входе в клинику объявление, начинающееся со слов: «Сегодня у нас акция…»). А с учетом имеющейся покупательной способности населения, имеются большие подозрения, что многие талантливые врачи, все-таки предпочтут начать практику за рубежом (в Европе уже предпринимаются требуемые для этого шаги), а не «гоняться» за пополнением клиентской базы с лозунгом: «Хочешь лечиться? Спроси меня как!»

5. Коррупция в медицине будет побеждена. Нет! Она будет «цвести и пахнуть». Начиная с Национальной службы здоровья Украины, которая будет заключать договора с врачами и клиниками, возмещая им стоимость услуг и заканчивая семейными врачами и терапевтами, которые, конечно не безвозмездно, направляют пациента к строго определенным специалистам и прописывают лекарства только из оговоренного списка. И если в последнем случае у пациента остается хоть какая-то возможность противодействия (банальной сменой врача), то проблема ангажированности очередной государственной службы под интересы отдельной части медучреждений, которая определяет кому и когда возмещать деньги за уже предоставленные услуги, практически нерешаема (хотя бы до того момента, когда в Украине появится возможность искусственного выращивания «кристально чистых» чиновников, не имеющих семьи, родственников и знакомых, которым «ну вот очень надо…»).

6. Кстати о лекарственных препаратах. Список оплачиваемых государством лекарств определяется государственными же чиновниками. Этот перечень будет действовать на территории всей страны, а у пациентов останется лишь возможность выбирать, принимать ли бесплатное лекарство или покупать то, которое лечит, но уже за свой счет. Данный «выбор» во многих случаях очевиден, как и то, каким образом будут попадать те или иные лекарства в ранее упоминаемый перечень.

7. Будущее реформирование системы оказания экстренной медицинской помощи. В Министерстве здравоохранения заявляют о разработке программы переподготовки врачей скорой помощи (до 2020 года), давайте обобщим, в парамедиков. Программа еще на стадии разработки, механизм ее реализации не известен, а знание того, каким образом повышают квалификацию и получают требуемые сертификаты (дипломы), в сочетании с будущей необходимостью для больниц, всеми доступными способами, выйти на уровень рентабельности, вполне способно внушить подозрение, что скорая помощь постепенно деградирует в службу по транспортировке потенциальных покойников.

8. Самостоятельное определение врачом необходимости выезда к пациенту и телемедицина. Однозначно похоже на национальную программу повышения знаний анатомии среди населения. Выходит, что всем нужно начинать усиленно зубрить медицинские справочники, чтобы в дальнейшем доказать, находящемуся на расстоянии врачу, что потребность в его личном присутствии или, тем более, госпитализации – реальна. Расходы, конечно, нужно сокращать, но ведь не до такой степени, когда пациент (клиент) начинает задумываться над вопросом: «А зачем тогда вы мне нужны?» Еще раз повторюсь, что в любой иной сфере услуг поставщики, на свой страх и риск, вольны принимать решение предоставлять ли бесплатно услугу выезда специалиста «на дом». Но медицина – это не любая сфера услуг!

Так выглядит анализ основных, уже доступных для всеобщего ознакомления, шагов, предлагаемых действующим правительством в рамках реформирования национальной системы здравоохранения. Подводим промежуточные итоги:

– медицина, в будущем, станет платной (если бы, вместо продолжающегося обнищания населения, в стране наблюдался рост благосостояния граждан – можно было бы воспринимать, с некоторыми оговорками, как положительную тенденцию);
– ни государство, ни население не готово к данному переходу (уже звучат заявления о «некоторой задержке» в реализации реформы от отдельных чиновников, а народ, если ничего радикальным образом не поменяется, не будет готов никогда);
– из всех возможных путей сокращения государственных расходов на медицину, правительство, по моему мнению, выбрало наихудший;
– коммерциализация медицинской сферы лишь ужесточит коррупцию, с параллельным оттоком высококвалифицированных кадров, принесенных в жертву погоне за «прибыльностью бизнеса» в сфере медицинского обслуживания;
– средства, выделяемые государством на медицину, не только не будут защищены, но и имеют все шансы быть направлены на, так сказать, не целевое использование;
– реализация положений реформы в существующем виде приведет к новому росту популярности самолечения и «народных целителей»;
– дальнейшие процессы легко предсказать, просто изучив статистические данные начала 90-х годов.

Что делать? Продолжать работать и надеяться. А вот с тем, на что именно надеешься, желательно, определиться самостоятельно. Ну и конечно, при необходимости защиты своих интересов, а также при истребовании возмещения за нарушения ваших прав – пользоваться услугами опытного адвоката.

В качестве заключения, личное обращение к 240 лицам в Верховной Раде: «Вы, когда-нибудь, начнете вдумчиво читать то, под чем, в итоге, подписываетесь?»

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми