Чему предшествует реформа образования

Будущее образовательной реформыЧто спрятано под седьмой статьей или ироничный обзор реформы образования.

По прошествии месяца с принятия и недели, с момента вступления в силу, Закона «Об образовании» решила опубликовать собственные размышления относительно того, что изменится, и изменится ли вообще, в одной (тут я солидарна со всеми, кто ранее заявлял нечто подобное) из самых важных для будущего страны отраслей. Сразу же заявляю, что стараюсь максимально избегать обсуждения проблемы языка преподавания (7-я статья анализируемого закона).

В объяснение данного намерения приведу несколько причин:

1. Требование к преподаванию на государственном языке считаю вполне обоснованным, но выбранный метод принуждения, давайте не будем подбирать более мягкое выражение, к изучению украинского языка выбран неразумно и, на мой взгляд, используется всеми заинтересованными участниками лишь для нового разжигания внутринационального конфликта. Для чего? Догадайтесь сами, тем более что ответ «лежит на поверхности».

2. Сам закон оставляет достаточно возможностей, чтобы реализовать обучение детей на ином, кроме государственного, языке преподавания. Да, все эти возможности связаны с дополнительными затратами времени и денег, однако они есть.

3. Все еще может поменяться. Не вдаваясь в долгие рассуждения (всю информацию вы сможете отыскать в СМИ), предлагаю дождаться решения Венецианской комиссии (предположительно 11.12.2017 г.), а уже потом, по результатам использования (отказа) ее рекомендаций в доработке анализируемого закона делать последующие выводы.

В этой статье хотела бы высказать некоторые, как было заявлено в названии – ироничные, выводы по результатам ознакомления с текстом, в соответствии с которым предлагается реформировать образование Украины. Ироничные не потому, что весь документ «пропитан» патокой пафосных заявлений о светлом будущем новой украинской школы, которая поставит на конвейер выпуск свободных, патриотично настроенных, творческих и высокоинтеллектуальных личностей, способных справиться со всеми, практически невыполнимыми, задачами, а потому, что после ознакомления с законом, у меня сложилось ощущение, что я прочла текст договора о намерениях, стремительно сменившееся подозрением, что большинство из указанных положений никто и не собирается выполнять. Насколько я окажусь права, покажут лишь последующие события, а пока давайте посмотрим на наиболее «проблемные» моменты в предлагаемой реформе образования.

1. Двенадцать лет обучения (начальное – 4 года, базовое среднее – 5 лет, профильное – 3 года). Выражу некоторое согласие с возмущением отдельных граждан, которые заявляют, что нельзя допускать присутствия в школе лиц достигших 19-ти летнего возраста. Хотя даже поверхностный взгляд на данные статистики подскажет очевидный вывод, что подавляющее большинство подростков, по разным причинам, выбирают путь обучения в более длительном периоде, который не завершается с наступлением совершеннолетия. Также, кроме всего прочего, может быть интересным тот факт, что продлевая время обучения в школе, правительство, потенциально, лишает выпускников, в первую очередь парней, запаса времени, необходимого для поступления в высшее учебное заведение. Поступать придется сразу же в год выпуска. А если не поступил? В армию? Ведь годы подходящие.

С другой стороны, факт того, что, по заявлению министра образования и науки Украины, последние три года будут потрачены выпускниками или на подготовку для поступления в ВУЗ, либо на освоение первой профессии, не позволяет ученикам и родителям воспринимать планируемое увеличение срока обучения как однозначный негатив.

Другое дело учителя. Вот уж кто, наверное, вздрогнул. Без приведения всяких аналогий осмелюсь заявить, что сегодня мы возвратились к ситуации, когда подавляющее большинство родителей направляют все усилия на решение финансовых проблем семьи, а дети, опять, предоставлены воспитанию улицы. И у учителей, наверняка, отсутствуют всякие иллюзии относительно направленности «творческого потенциала» тех детей, из которых, в ближайшие 12-лет, им придется формировать: «..ответственных граждан, которые способны к сознательному общественному выбору и направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу…»

2. Четкое определение всех возможных форм обучения и законодательная легализация семейного образования. В чем действительно хорош анализируемый закон, так это в перечислении способов, которые могут быть использованы учащимися для получения образования. Учтено практически все, как будет реализовываться на практике – будущее покажет. Остается ждать дополнительных разъяснений и инструкций от министерства образования и науки. А вот за предоставление законной возможности семейного обучения, с учетом того, во что, потенциально, может превратиться школьное обучение ребенка (подробно в статье: «Украинские школы переходят на обучение воинскому мастерству?») можно и поблагодарить.

Правда перед избравшими данный путь родителями, по-прежнему, остается проблема изыскания времени и денег на подобное обучение, а также необходимость сдачи ребенком ВНО, на каждом этапе обучения. Последнее, кстати, может стать проблемой и для детей, которые получают знания в традиционной форме обучения. Почему? Читаем ниже.

3. Сокращение количества обязательных предметов. Не знаю как вас, а меня заявление министра о возможности сведения отдельных, якобы близких, предметов в один общий курс заставило, буквально на секунду, задуматься над тем, что я, стараясь четко разграничивать понятия и не путать «теплое с мягким», возможно, поступаю неправильно. Но уверенность в том, что это не я «сошла с ума» укрепилась, после услышанного интервью, в котором рассказчик, на примере мобильного телефона, доказывал, что знаний, полученных в общем курсе, хватит для того, чтобы знать, как работает телефон и суметь отправить лаконичную, грамматически правильную СМС-у.

Получается, что кто-то другой спроектирует, произведет детали, соберет, настроит и продаст телефон, а украинские дети, зато, будут знать, как он работает. Какие-либо комментарии нужны?

Ну и конечно, когда у ребенка возникнет необходимость сдачи ВНО для поступления и учебы в высшем учебном заведении – добро пожаловать на дополнительные занятия у репетиторов. И похоже, в будущем, это грозит стать обязательным атрибутом системы среднего образования.

4. Автономность школ и обязательная, публичная, финансовая отчетность. Законом гарантируется академическая, организационно-финансовая, кадровая автономия учебных заведений. При этом они обязаны на своих сайтах (сайтах учредителей) предоставить публичный доступ к информации:

– устава заведения;
– лицензии;
– имеющимся сертификатам;
– структуре заведения и кадровому составу;
– образовательным программам;
– правилам приема;
– размера оплаты за обучение;
– списка дополнительных услуг, стоимости и оплаты их получения;
– материально-техническом обеспечении заведения;
– мониторинге качества обучения;
– годового отчета и иной, требуемой к обнародованию (решением руководства или нормами законодательства) информации.

Не первый случай в отечественной истории, когда представители центральной власти идут по пути: «Вы там придумайте, создайте и организуйте работу, а мы вас, затем, проконтролируем». Однако наделение учебных заведений некоторой, пусть и достаточно урезанной, свободой в организации своей деятельности, с учетом реальных потребностей граждан, проживающих на территории «охвата», можно только приветствовать.

5. Несколько слов о территории. Должны быть созданы образовательные округа (сеть учебных заведений, обеспечивающих доступность обучения на определенной территории), опорные учебные заведения (предоставление общего среднего образования, с подвозом учащихся с иных населенных пунктов) и филиалы учебных заведений (обособленные подразделения учебного заведения). И теперь о том, что произойдет независимо от чьих-либо желаний и заявлений официальных лиц. Школы в малонаселенных районах будут закрываться. Это единственная возможность хоть как-то изыскать средства на образование, на обеспечение которого, уже сегодня, дефицит государства составляет десятки миллиардов гривен.

Получается, что в будущем всем учащимся, государством гарантируется получение среднего образования, конечно при условии, что некоторые из них смогут добраться до школы. Конечно, извиняюсь – это совершенно не смешно. Но иначе как сарказмом я просто не могу отреагировать на длящуюся более 25-ти лет неспособность государства, независимо от того кто занимает соответствующие кабинеты, спроектировать максимально эффективную, по масштабу охвата и легкости доступа, систему учебных заведений.

6. Гарантирование инклюзивного образования, путем создания специализированных классов учащихся с особыми потребностями, которые могут обучаться по несколько иному графику (позже начинать обучаться и дольше пребывать в учебном заведении). Всегда актуальная проблема, наконец, озвучена на уровне законодательства. Осталось дождаться практических шагов по ее решению, тогда, однозначно, ура и большое спасибо от детей и их родителей.

7. Создание национального агентства обеспечения качества образования (контроль сферы среднего образования) и национального агентства квалификаций (прогнозирование рынка труда, разработка профессиональных стандартов, участие в разработке стандартов образования). Две новых бюрократических структуры, которые разрабатывают нормы и осуществляют контроль в системе среднего образования в масштабах всего государства. Дальше без комментариев. Зачем тратить время на объяснение того, о чем все и так знают?

8. Избрание директоров, частные школы и узаконенное репетиторство. Ограничение присутствия на должности директора не более чем 12 лет (два срока) и избрание, решением комиссии по результатам конкурса, считаю положительным. Конечно, бывают и исключения, но в целом, периодическое обновление руководства в школах сказывается на последних лишь с положительной стороны. А на то, что государство упустит возможность подтолкнуть учителей (иных граждан, зарегистрировавшихся как предприниматели и оказывающих услуги в сфере образования) к легализации, с последующей уплатой налогов с преподавательской деятельности, можно было и не рассчитывать.

9. Повысится заработная плата учителей. Вот и все, что могу сказать, исходя из своего принципа – не распространять слухов и не давать необдуманных обещаний. Насколько рассчитывают «поднять» зарплаты учителей в министерстве вы можете узнать и из других источников, главное, стараясь не забывать о том, для кого именно обещание является забавой.

Так, на мой взгляд, выглядят основные (далеко не все) положения нового Закона «Об образовании», который, повторюсь, пока не может считаться «поворотной точкой» в формировании украинской школы нового типа. Для реализации данной задачи потребуется еще множество уточнений, разъяснений и инструкций, которые, в отличие от анализируемого закона, надеюсь, будут содержать не только теоретические рассуждения о желаемом будущем, но и четкие механизмы его реализации на практике. Тогда и нынешний закон можно будет оценить как нечто большее, чем перечень намерений, вполне объединяемых фразой: «Дети наше будущее, образование – основа всего, бла-бла, пошли дальше».

И да, ответственность за получение вашими детьми качественного образования, как бы вам не хотелось, чтобы ни происходило в государстве, возлагается на вас, как родителей.

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми