И снова о жилищно-коммунальных услугах

Отключение от коммунальных услугЖилищные и коммунальные услуги по договорам или пеня – лишь верхушка айсберга.

С конца 2014 года, по инициативе Кабинета министров, законопроект регулирующий механизмы предоставления и оплаты коммунальных услуг никак не мог получить одобрения со стороны действующего состава Верховной Рады. Данный факт весьма удивлял, с учетом того, как единодушно, когда требовалось, депутаты поддерживали даже самые «неожиданные» предложения.

И вот, храня верность себе, после продолжительных, скажем так, чтобы не смущать народных избранников, консультаций, 9 ноября принимается новая редакция Закона «О жилищно-коммунальных услугах» (№1581-д). Благодаря заголовкам в средствах массовой информации, принятие закона сначала взволновало, а затем и несколько успокоило общественность.

Речь, конечно, идет о возврате пени за просрочку оплаты, как методу государственной практики в борьбе с должниками по оплате коммунальных услуг. Заголовки вышли «сочные», а требуемый результат, если он изначально планировался, был получен. Гражданам, заранее возмущенным новым «грабежом» от государства, сообщалось, что сумма пени всего-то 0,01% за день просрочки от суммы долга. И даже за весь год можно «накопить» не более 3,65 процента. Да и сумма пени не может быть выше общей суммы долга. А при наличии, подтвержденной документально, задолженности по зарплате или начислению субсидии – пеня и вовсе начисляться не будет. Точкой отчета предлагают установить 20 число каждого месяца. К примеру, если заплатить 30 числа, то сумма в платежках, с учетом пени, увеличится на 0,1%. Если через месяц – это уже будет 0,3%, а если копить долг целый год, то набежит пеня 36 гривен 50 копеек за каждую тысячу долга.

Не так и много? Несомненно. Смущает лишь отсутствие четко определенного алгоритма расчета и начисления пени, а также то, что данная норма затмила все остальные, предложенные в законе, «нововведения», которые, на мой взгляд, заслуживают большего внимания, чем обсуждаемая в обществе система «копеечных» штрафов.

Так для чего же была принята данная редакция закона и что, из всего содержания, представляет наибольший интерес, как для специалистов, так и для обывателей? Вначале перечислим заявленные изменения и в конце, как результат проведенного анализа, ответим на главный вопрос о предназначении. Итак, законом предполагается:

1. Разделение услуг на жилищные и коммунальные. Под первыми подразумеваются услуги управления многоквартирными домами (содержание совместного имущества, уборка, санитарно-технические работы и обслуживание коммунальных систем дома (если не заключен договор на обслуживание последних силами поставщика услуги), обслуживание лифтов, оплата электроэнергии, требуемой для освещения общего имущества и территории, текущий ремонт и т.д.), а вторые подразумевают поставку газа, электроэнергии, воды (подача и отвод), утилизацию отходов.

Благодаря такому разделению на законодательном уровне легализируется деятельность управляющих компаний, которые, предоставляя свои услуги посредника между жильцами многоэтажек и поставщиками, будут, естественно, выставлять определенную оплату за свою деятельность.

2. Утверждение трехуровневой структуры в виде:

– потребители (индивидуальные и коллективные);
– управляющий (ФЛП или юридическое лицо – предоставляет свои услуги на основании решения совладельцев или органов местного самоуправления);
– исполнители (поставщики, в большинстве своем – монополисты, газа, тепла, электроэнергии, воды (как поставка, так и водоотвод), ответственные за вывоз отходов).

Как я уже предвидела ранее (статья: «Еще раз про ОСМД и ЖЕКи») многие жители многоэтажек проявляют большую медлительность, если не сказать – игнорируют, необходимость создания ОСМД и выбора своего управляющего. А так как последнее время в Запорожье у управляющих компаний, назначаемых органами местного самоуправления, возникают большие сложности в работе (жители домов отказываются, из-за появления новой статьи расходов, от их услуг), депутаты на законодательном уровне определили: «Как угодно, но управляющий должен быть».

3. Для тех, кто не понимает намеков, вводятся определения индивидуального и коллективного договоров. Благодаря данному разделению понятий, формально, остается возможность заключать индивидуальные договора с поставщиками услуг (исключая газ и электроэнергию, которые поставляются только по индивидуальным договорам). Однако для не желающих присоединятся к коллективному договору, исполнитель получает право ввести плату за абонентское обслуживание, для компенсации своих расходов на работу с множеством потребителей.

Проще говоря, жителей многоэтажек, предупреждая о возможных, дополнительных расходах, довольно навязчиво «загоняют» в рамки коллективного договора на предоставление коммунальных услуг. А коллективный договор, в свою очередь, являясь обязательным для исполнения всеми жителями дома, предусматривает (если не заключен соответствующий договор с исполнителем) обслуживание и оплату планового (текущего) ремонта систем дома из средств собственников. Догадайтесь, кто платит за капитальный ремонт?

Да и вообще можете не заключать (отказываться от заключения) никакой договор. Вам предоставят типовой, кабмином разработанный, текст и если вы его не подписываете, но и не выдвигаете своих предложений, через 30-ть дней пользования услугой договор считается заключенным сроком на 1-н год. Если «необоснованно отказываетесь» от подписания – предоставление услуги прекращается поставщиком в одностороннем порядке.

В общем как обычно: «Делай, как хочешь, но все равно заплатишь». Только теперь уже по закону.

4. Коммерческий учет услуг по предоставлению водоснабжения, тепла, горячей воды осуществляется средствами общего учета для дома (подъездов), распределение реальных объемов потребления между жильцами происходит в соответствии с законодательством (есть счетчик – по его показаниям, нет – по нормативам), а взносы за установку, обслуживание, замену данных узлов включены отдельной статьей в оплату за предоставление соответствующей услуги. Да-да. Речь идет об общих счетчиках учета (теперь уже практически всех услуг), страсти по вопросу установки и использования которых не утихают в Запорожье уже второй год. Отныне коллективный договор можно будет заключить только при условии оборудования дома общим счетчиком (статья 14, пункт 4) или пользуйтесь индивидуальными договорами и платите абонплату. Вывод тот же, что и в предыдущем пункте.

5. Если в квартире, которая не оборудована индивидуальными счетчиками, жильцы отсутствуют более 30-ти дней, что должно быть документально подтверждено, оплата за услуги (исключая централизованное отопление) может не осуществляться (статья 7, пункт 1.6). Норма, в некоторых случаях, может быть полезной. Остается сущая мелочь – доказать, что все именно так и было, а отказ оплатить услуги – обоснован.

6. Появляется возможность отключиться от системы централизованного отопления и поставки горячей воды. Сделать это можно индивидуально, в законодательно установленном порядке и при условии, что к этому моменту уже половина помещений дома (жилых и нежилых) отключена от данных систем. Нововведение интересное, а зная качество (имеется в виду температура) услуг по отоплению и поставке горячей воды, возможность построения индивидуальной системы (в масштабах квартиры или дома) была бы заманчивой. Однако я убеждена, что дальнейшая деятельность кабмина в «регулировании» тарифов на энергоресурсы (в первую очередь электроэнергию) не позволит данному праву стать по-настоящему массовым.

Следовательно, интересы монополистов данного рынка услуг остаются в безопасности.

7. При несоответствии (недостатке) качества или количества, предъявляемым к данному виду услуг нормам, поставщик услуги (управляющий дома) должен сам пересчитать стоимость услуги для потребителя, с уплатой пени (штрафа), если подобное предусмотрено в договоре или действующем законодательстве. А для того, чтобы избежать подобного развития событий исполнителю достаточно доказать, что в месте общего учета (на входе в дом) качество и период предоставления услуги полностью соответствовало требованиям.

То есть, теоретически, у вас, как потребителя, появляется законное право следить за качеством предоставляемых вам услуг, требовать беспрерывности их предоставления, брать пробы и фиксировать перебои, вызывать управляющего и представителя поставщика для составления акта-претензии (если они не являются – составить акт в присутствии двух соседей, потребителей данной услуги), требуя пересчета и выплаты неустойки. На практике – долгая переписка, «обивание» порогов, банальные отговорки исполнителя и, как результат, единственная реальная возможность наказания нерадивого, окончательно «зарвавшегося» поставщика – подача искового заявления в суд.

К данному, действенному методу прибегают совсем немногие (дорого), а после реализации судебной реформы, наверное, перестанут прибегать вообще (будет невероятно дорого). Вот и получается, что право имеешь…

8. Интерес вызывает 29-я статья, в соответствии с которой представителям поставщика услуги, круглосуточно, должен быть предоставлен доступ в помещение (жилье и нежилые помещения) для предотвращения или ликвидации аварии. Для проверки показаний, технического осмотра и замены оборудования – доступ предоставляется в соответствии с условиями договора на предоставление услуги или договора на управление домом. Отказавшись предоставить данный доступ, вы даете исполнителю возможность приостановить предоставление вам данной услуги (доступ предоставлен – поставка восстанавливается).

А вот дальше (пункт 5), при наличии оснований полагать, что авария в помещении несет угрозу жизни или имуществу, при отсутствии владельца (возможности с ним связаться) или его отказе впустить представителей поставщика услуги в помещение осуществляется несанкционированный доступ. Несколько раз перечитывала, так и написано – несанкционированный доступ. Это значит, что при «подозрении» того, что в квартире происходит нечто, что представляет угрозу, независимо от желания или отсутствия на месте собственника, в присутствии представителя поставщика услуги, ремонтной бригады, представителей органов внутренних дел и одного из соседей, после составления представителем поставщика услуги соответствующего акта, дверь (другие элементы здания) будет взломана, а в помещение (в котором будет производиться осмотр и ремонтные работы) проникнут работники ремонтной службы.

После проведения требуемых работ, раскуроченная дверь (окно) должна быть восстановлена, что подразумевает, скорее всего, банальную возможность ее запереть и опечатывается представителем поставщика услуги. Вся оплата за проведение работ по несанкционированному доступу и возмещению сопутствующего ущерба возлагается на владельца (при отказе в доступе) или на виновника аварии (отсутствие собственника помещения на месте происшествия во время несанкционированного доступа).

Вот такой «интересной возможностью» наделяются поставщики услуг, с момента вступления в силу данного закона. Для людей сведущих, даже не специалистов в области права, нет необходимости подробно объяснять какие потенциальные риски и злоупотребления могут проявиться в процессе практической реализации положений 29-й статьи.

9. И теперь главное. Ранее, в соответствии с законами, которые регулируют вопросы поставки (распределения) газа и электрической энергии, у поставщиков имелась возможность прекращать (ограничивать) поставку именно этих благ цивилизации. С принятием данного закона, предоставление любой услуги может быть ограничено (прекращено) если в период 30-ти дней, с момента получения предупреждения от поставщика услуги (данное предупреждение может быть отправлено в следующий, после предельного срока оплаты, рабочий день), исполнителем не была получена полная оплата задолженности за фактически предоставленные услуги.

Прекратить предоставление услуги поставщик может независимо от используемой формы договорных отношений, а также в отсутствие управляющего или должностного лица ОСМД (если они были заранее извещены о времени отключения). Восстановление происходит на следующий день после полной оплаты предоставленных услуг или подписания договора о реструктуризации задолженности.

Поворотный, на мой взгляд, пункт, который делает всех жителей многоэтажных и частных домов совершенно беззащитными перед последующим, а в том, что он будет – никаких сомнений, произволом поставщиков коммунальных услуг. Для целостности картины, в условиях постоянного (пусть кто-то из правительства докажет, что обоснованного) роста тарифов, не хватает лишь старта национальной программы кредитования. Так и назвать: «Кредит на погашение задолженности за коммунальные услуги». Звучит? А вы говорите – пеню возвратили.

Подводим итоги:

1. Данный закон направлен на продолжение «выдавливания» жителей многоэтажек в сторону создания ОСМД или выбора управляющей компании.

2. Само существование, права и необходимость оплаты услуг управляющих компаний теперь оформлены законодательно.

3. Общедомовые счетчики обязательны, иначе никакого коллективного договора.

4. Закон полностью игнорирует проблему монопольного права, что имеется в большинстве случаев, на предоставление услуг.

5. Потребители, теоретически, могут потребовать перерасчета за услуги, что на практике, вероятно, обернется фикцией, которая реализуема лишь «на бумаге».

6. Законодательное санкционирование несанкционированного доступа в помещение (за такую «дикую» формулировку спасибо депутатам Верховной Рады) подпитывает уверенность, что нижнее дно еще не достигнуто, но все усилия для касания с ним прилагаются.

7. Не заплатите – отключат! Без выслушивания разъяснений и отсрочек. После оплаты снова подключат, но еще возьмут плату за подключение.

Вот так вот, наверное, выглядит цивилизованный рынок коммунальных услуг европейского государства из кресла депутата или члена правительства. И когда данные граждане поймут (поймут ли вообще), что реальная жизнь в Украине гораздо «ярче» на ощущения остается совершенно непонятно. Как и то, чем же все происходящее закончится.

В конце небольшое пожелание всем гражданам: «Не позволяйте никому, в первую очередь СМИ, «запенивать» от вашего взгляда реальные, по-настоящему важные проблемы».

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми