Легализация сокрытого дохода в Украине

Проект закона легализации незарегистрированных денег и имуществаСомнительные перспективы законопроекта легализации скрытых доходов физических лиц.

Конец прошлой недели (25 мая 2017 г.) ознаменовался поданным на рассмотрение Верховной Радой законопроекта, призванного побудить всех заинтересованных лиц к легализации незадекларированных доходов (законопроект № 6504, инициатор Мураев Е.В.). Законопроект достаточно спорный, но, тем не менее, весьма актуальный для Украины.

Спорный, хотя бы по тому, что в рамках данного законопроекта, как и в ранее рассмотренной на сайте инициативе налогового компромисса от предыдущего правительства (более подробнее в статье: «Вступает в силу Закон о налоговом компромиссе»), данный законопроект предусматривает некую «индульгенцию» тем гражданам (и поверьте, среди них, как не старайтесь, вы не сможете отыскать «простых работяг»), которые, по разным причинам, не задекларировали (задекларировали с нарушениями) собственные имущественные права и доходы. Сам автор законопроекта приводит примеры относительно успешной реализации данной процедуры в США, некоторых странах Европы и Азии.

Однако лично мне кажется, что с учетом огромного количества потенциальных «клиентов» данной легализации, если бы данная процедура получила поддержку с их стороны, цифрами легализированных доходов и стоимости имущества мы бы не только поразили весь остальной мир, но и на долгие годы удерживали бы абсолютный рекорд. К сожалению, а может все же к радости, с какой стороны посмотреть, данное событие маловероятно. Почему? Об этом расскажу при подведении итогов данного анализа.

Теперь об актуальности. Даже самые убежденные в победной поступи украинских реформ не смогут, тем более с имеющимися у них фактами, отрицать, что ситуация с привлечением инвестиций в Украину, мягко говоря, пессимистическая. Деньги в страну «не идут». Из страны – пожалуйста! В обратном направлении – никак.

Причины данного явления анализировать не будем (хороший пример я уже описала в статье: «Имидж – ничто, санкции – все»), а просто признаем факт того, что для обеспечения какой-либо жизнеспособности украинской финансовой системы требуется «приток» новых денежных средств. А раз привлечение из вне – это задача не на один год, автор законопроекта, весьма логично, предлагает обратиться к источникам внутри страны.

Ведь даже по самым скромным подсчетам экспертов, украинскими гражданами, только в виде наличности, сохраняется сумма вполне сравнимая с годовым бюджетом не самого большого, но развитого европейского государства. Подсчитать какая часть из этих денег и имущества является незадекларированной (задекларированной с нарушениями, без указания источников) задача изначально невыполнимая. Но, мне кажется, можно смело заявлять о третьей части об общей суммы и это еще будет весьма заниженная цифра.

Так вот, предлагая осуществить единоразовую акцию по легализации незадекларированных доходов и имущества физических лиц, автор заявляет о возможности достижения следующих целей:

детенезация экономики Украины, через привлечение капиталов, ранее выведенных из финансового оборота;
– возвращение частного капитала в национальную экономику, повышение активности частных инвесторов;
– наполнение бюджета Украины, путем выплат, причитающихся государству, налогов или приобретения долгосрочных государственных облигаций;
– восстановления доверия украинцев к государству, которое, после выплаты положенных сумм с незадекларированных (сокрытых) доходов или имущества, предоставляет, с соблюдением конфиденциальности, иммунитет от последующего преследования (уголовного или административного) в связи с легализируемыми доходами.

Конечно, легализировать предлагается лишь те доходы, в отношении которых отсутствует, вступивший в силу, приговор суда или наложенное административное взыскание, за нарушение отдельных статей Уголовного Кодекса Украины и Кодекса об административных правонарушениях соответственно, а процедура легализации распространяется на имущество, приобретенное до начала 2018 года. Предложенный в законопроекте процесс легализации состоит из следующих этапов:

1. Подача (лично, почтой, в электронной форме) комиссии по проведению легализации имущества при территориальных органах исполнительной власти специальной декларации, с информацией о легализируемом имуществе (для недвижимости на территории Украины до 31.05.2018 г., для иного имущества – до 22.07.2018 года).

2. Рассмотрев (в течение 10-ти календарных дней) поданную декларацию комиссия выносит решение о легализации (отказе в легализации) имущества, не оформленного (оформленного с нарушением) в соответствии с украинским законодательством.

3. В дальнейшем субъектом легализации, до 30.06.2018 г., по его выбору, должно быть выполнено одно из указанных условий:

– безвозмездное, с возвратом не ранее 2-х лет, зачисление указанных в декларации денежных средств, на специальные счета украинских банков, с возможностью их дальнейшего использования в программах утвержденных кабмином. Проще говоря, легализирующий свои доходы выступает добрым, не стремящимся к прибыли кредитором украинского правительства;
– приобрести (при легализации имущества и денег суммой, не превышающей 100 тысяч минимумов трудоспособных граждан) гособлигации, на сумму не менее 10% от указанной в декларации и сроком погашения не ранее, чем через 5-ть лет;
– при легализации суммы свыше 100 тысяч минимумов – приобрести облигации на сумму в 12% от заявленной в декларации и сроком на те же, минимальные, 5-ть лет;
– уплатить всю сумму налога, установленного Налоговым кодексом Украины для указанного в декларации имущества (денежных средств).

4. После выполнения предыдущего условия комиссия подтверждает факт легализации имущества (доходов) включением недвижимости в реестр легализованного имущества и выдачей субъекту легализации сертификата конфиденциальности, освобождающего от дальнейшей уголовной или административной ответственности, налоговой задолженности, аудита, начисления штрафов и пени относительно легализованного имущества. Данный сертификат может служить основанием для обжалования любых последующих претензий на ранее легализированное имущество.

И для того, чтобы повысить мотивацию субъектов в их «желании» легализировать незадекларированные (сокрытые) доходы или имущество, кроме обещанной амнистии, автором предлагается повышение, в отдельных случаях в десятикратном размере, штрафов за нарушение законодательства и уклонения от декларирования доходов и уплаты налогов. Для членов специальных комиссий, за необоснованный отказ принятия декларации о легализации имущества или разглашения полученных сведений предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 3-х лет (для группы лиц или повлекших тяжелые последствия – лишение свободы до 5-ти лет, с запретом занимать определенные должности (заниматься деятельностью) сроком до 3-х лет).

Вот так, вкратце, выглядит законопроект, призванный возвратить в национальную экономику ранее изъятые средства. А теперь назовем причины, по которым реализация данного законопроекта на практике не принесет ожидаемых результатов. На мой взгляд, среди них можно выделить:

1. Отсутствие страха наказания за имеющееся имущество, пояснить источники возникновения которого владелец не в состоянии. Помните феерию с декларациями чиновников? От некоторых сумм, в прямом смысле, захватывало дух. Особенно если, в отдельных случаях, соотнести указанные суммы с занимаемыми должностями. А теперь задайте сами себе простейшие вопросы. Вы верите, что было задекларировано все имущество? Уверены, что суммы имеющейся наличности соответствуют заявленным в декларациях? Убеждены, что происхождение большинства имущества может быть подтверждено официально? И наконец, считаете ли, что в случае нарушений и наличия незадекларированного имущества (полученного из неподтвержденных источников) кто-либо из «уважаемых» граждан будет наказан? Ах да. Деклараций много, времени на проверку не хватает. Понятно!

2. Отсутствие доверия к финансовой, в первую очередь банковской, системе. Ранее указанные и им подобные «господа», совсем не от хорошей жизни, хранят большинство своих сбережений в виде наличности, либо в форме компактных украшений (предметов роскоши). И заявлять им, что для легализации ранее сокрытых доходов следует перечислить их деньги на специальные счета украинских банков – это вызывать в их воображении устойчивый образ собственноручного уничтожения непосильным трудом накопленных «богатств».

3. Неверие в украинскую экономику. Практически тоже, что и в предыдущем случае, только касательно долгосрочных инвестиций в государственные облигации. Давайте говорить откровенно. Если имеющиеся тенденции не изменятся, то через пять лет, после погашения государством займов по данным облигациям, на полученные деньги можно будет позволить себе, мягко говоря, лишь малую часть того, что можно приобрести сегодня. Как вы думаете для лиц, которые подпадают под действие данного законопроекта действительно настолько важно признание Украиной легальности имеющегося у них имущества?

4. Несоответствие требуемых расходов и получаемой выгоды. В продолжение предыдущего вопроса: «Кто из вас считает, что чиновник или бизнесмен, имеющий перед государством огромную, в отдельных случаях – миллионную, сумму налоговой задолженности, предпочтет выплатить всю сумму долга, вместо того, чтобы приобрести, если он еще этого не сделал, паспорт (гражданство) другого государства?»

5. Недоверие к власти. Думаю, что не одной мне тяжело представить ситуацию, когда украинская власть, через своих представителей, выступила с какой-либо инициативой и некоторое, хоть какое-то, количество граждан, сразу же поверило подобным заявлениям, поддержав правительство соответствующими действиями (политическую сферу сознательно не рассматриваю – многие сегодня как могут, так и зарабатывают). Именно поэтому, в моем воображении не создается образ многочисленных очередей, состоящих из граждан поверивших, что после подачи соответствующей декларации и уплаты, строго конфиденциально, требуемых сумм, их больше не посетят представители государственных органов, а также иных, скажем так – негосударственных, структур, с целью поинтересоваться: «А все ли уплачено по справедливости?»

Можно рассуждать и дальше, но, на мой взгляд, и этого вполне достаточно. А в качестве основного вывода могу предложить начать, наконец, менять существующий подход к наказанию за финансовые преступления, добившись в идеале, действительного равенства всех перед законом. И поверьте, когда люди увидят, что вчера еще выхаживающий «барином» экономический аферист занял положенное ему место на скамье подсудимых, а затем, несмотря на все имеющиеся связи, отправился отбывать заслуженное наказание, и данный поток поставлен на постоянный, работающий без сбоев конвейер – доверие граждан к государству вернется само по себе, а от желающих возвратить в казну недоплаченные налоги отбоя не будет.

И хотелось бы надеяться, что не будет как у Некрасова: «Жаль только – жить в эту пору прекрасную…» Вы понимаете.

 

С  уважением                        Дарья Игоревна Ясыр

 

Ознакомиться с другими страницами моего сайта Вы можете перейдя по нижеуказанным ссылкам:

§ Другие статьи

§ На главную

§ Перечень и стоимость услуг

§ Получить консультацию юриста

§ Контактная информация

Буду признательна, если вы поделитесь информацией с друзьями и знакомыми